Preview

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРФИНГА МОЛОДЕЖИ

Полный текст:

Аннотация

Целью написания статьи является обсуждение методов, позволяющих диагностировать такую стратегию поведения молодежи, как социальный серфинг. Описываются признаки социального серфинга, которые могут выступать психологическими маркерами при его выявлении в ходе проведения психодиагностического исследования. К указанным маркерам относятся изменения в ценностной структуре личности, изменения практик взаимодействия и моделей реагирования на объекты и события социальной и материальной среды, изменение техник коммуникаций и набора социальных ролей личности, смена круга общения и референтных лиц/групп, изменение предпочтений в досуге, смена хобби, интересов, увлечений, отрицание или вытеснение положительного опыта, полученного до изменений, неоднократность резких революционных изменений направленности личности. В итоге предлагается методика диагностики на основе кейсов для изучения склонности молодежи к социальному серфингу. Обсуждаются этапы создания методики, приводятся результаты первичного исследования молодежной группы с применением разработанной методики. Полученные результаты дают основания предполагать, что разработанный инструментарий достаточно эффективен и обладает определенными измерительными возможностями в отношении социального серфинга и его проявлений. Безусловно, методика нуждается в дальнейшей доработке, однако выбранный вид стимульного материала и сама форма организации сбора данных обладают несомненными преимуществами в диагностике такого трудно фиксируемого феномена.

Об авторах

И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. - М. : Эксмо, 2007. - 542 с.

2. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Симонова И. А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 5. - С. 45-50.

3. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Симонова И. А., Кривощекова М. С. Социализация и развитие социального серфинга современной молодежи в контексте гражданской субъектности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12.- С. 231-237.

4. Гришина Н. В. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 56. - С. 2. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.12.2017).

5. Гусельцева М. С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 54. - С. 5. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.12.2017).

6. Матвеева Н. А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 5. - С. 146-158.

7. Лурье Е. В. Психодиагностика на службе современных кадровых технологий // Инициативы XXI века. - 2010.- № 1. - С. 69-73.

8. Олпорт Г. Становление личности. - М. : Смысл, 2002. - 462 с.

9. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы : справочное издание / авт.-сост. Н. И. Конюхов. - М. : Знание, 1994. - 203 с.

10. Симонова И. А. Поиски методологических оснований социального серфинга в исследованиях молодежи // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 238-243.

11. Симонова И. А. Социальный серфинг: выбор не выбирать // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения : мат-лы Всерос. науч. конф. (27-28 октября 2015 г., Москва) : в 3-х т. - М., 2015. - Т. 2. - С. 264-267.

12. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Ричард Флорида ; пер. с англ. Н. Яцюк. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 420 с.

13. Glaveanu V. P. Creativity as Cultural Participation // Journal for the Theory of Social Psychology. - 2011. - № 41 (1). - P. 48-67.

14. Simonova I. Dialogue and Social Surfing: Different Communication Strategies in the Context of Subcultural Communities // Proceedings of International Conference on Issues in Education, Literature, Humanities and Social Sciences (IELHSS-2017) Kuala Lumpur (Malaysia). - 2017. - Jan. 4-5. - P. 57-63.

15. Ting T.-Y. Struggling for tomorrow: the future orientations of youth activism in a democratic crisis // Contemporary Social Science. - 2017. - Vol. 12. - Iss. 3-4. - P. 242-257.


Для цитирования:


Воробьева И.В., Кружкова О.В. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРФИНГА МОЛОДЕЖИ. Педагогическое образование в России. 2018;(1):191-196.

For citation:


Vorobyova I.V., Kruzhkova O.V. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF SOCIAL SURFING OF YOUNG PEOPLE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):191-196. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)