Preview

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-08-03

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются понятия «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» в качестве составляющих профессионализма педагога с целью выявления их структурных компонентов, а также теоретический и практический опыт исследований отечественных и зарубежных ученых. Обращено внимание на анализ дефиниций понятия профессии. Проанализированы социально-педагогический и индивидуально-личностный аспекты профессионализма образовательных кадров. Сделан акцент на сравнительной характеристике понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство». Обоснована необходимость устранения противоречий таких важных понятий, как педагогическая компетентность и педагогическое мастерство в структуре профессионализма педагога на этапе внедрения новых образовательных стандартов. Важным обстоятельством следует признать существенное влияние на эти два понятия современных условий педагогической деятельности. Современные требования к педагогической компетентности нередко вступают в противоречие с общепринятыми представлениями о содержании этого понятия, что приводит к низкой эффективности профессиональной деятельности педагога в конечном итоге. Основной метод исследования - сравнительный анализ - был направлен на выявление структурных компонентов профессионализма педагога путем определения соотношения педагогического мастерства и педагогической компетентности применительно к условиям профессиональной деятельности. В настоящее время условия профессиональной деятельности в педагогической среде изменились принципиальным образом и поэтому возникла необходимость разработки новых подходов к оценке педагогической компетентности и педагогического мастерства. В структуре профессионализма педагога доминирующим стало понятие его педагогической компетентности, а педагогическое мастерство педагога в условиях современной образовательной среды приобрело собирательное значение. При этом актуальное значение педагогического мастерства в современных условиях может выражаться в качестве высшего уровня педагогической компетентности и поэтому может приобрести самостоятельный формализованный статус в процессе (системе) профессионального усовершенствования педагога.

Об авторах

О. Ю. Сенаторова
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия


В. А. Чвякин
Московский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. - М. : Академия, 2009. - 358 с.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 45-49.

3. Виноградова Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования - М. : Флинта, 2017. - С. 28-31.

4. Гильмеева Р. Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования. - 1998. - № 11. - С. 72.

5. Дилла Д. Что должны знать учителя. Знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога / пер. с англ. Е. Н. Егоровой ; под ред. Н. Н. Михайлова. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 336 с.

6. Занина Л. В. Основы педагогического мастерства : монография. - Ростов на/Д. : Феникс, 2003. - 288 с.

7. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. - М. : Просвещение, 1989. - 302 с.

8. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М. : АПК и ПРО, 2011. - 101 с.

9. Карпова Э. Э. Проблема профессионального мастерства педагога и условия ее решения // Образование в современном обществе: проблемы, теория, практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25-27 сентября 1996 г.). - Одесса : ЮГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. - С. 47.

10. Козилова Л. В., Ратова И. В., Чвякин В. А. Дополнительное образование в условиях системных изменений : монография. - Ногинск : Аналитика Родис, 2017. - 236 с.

11. Козилова Л. В., Чвякин В. А. Толерантность личности как психологическая детерминанта профессионального здоровья педагога // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции 16-17 марта 2017, Москва, МГОУ : в 2-х ч. / под ред. Е. И. Артамоновой. - М. : МАНПО, 2017. - Ч. 1. - С. 122-126.

12. Манойлова М. А. Психолого-акмеологические составляющие профессионального мастерства учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. - 2007. - С. 191-194.

13. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Академия, 2004. - С. 73-74.

14. Остапенко О. А. Педагогическая система Н.В. Кузьминой и педагогическое мастерство И.А. Зязюна: соотношение понятий и структур // Историко-педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 146-153.

15. Профессиональное педагогическое образование: становление и развитие педагогического знания : монография / под ред. проф. А. А. Дубасенюк. - Житомир : Изд-во ЖДУ им. И. Франко, 2014. - 443 с.

16. Ратова И. В., Чвякин В. А. Профессионально-психологическая толерантность в развитии личности педагога // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.) : в 2 ч. / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. - М. : МПГУ, 2017. - Ч. 1. - С. 160-163.

17. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. - Воскресенск, 2012. - С. 15-16.

18. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 5. - С. 4-15.

19. Тарариева К. С. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога // Курорты. Сервис. Туризм. - Краснодар, 2013. - № 1 (18). - С. 132-135.

20. Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 193-196.

21. Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. Профессиональная компетентность педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 47.

22. Шадриков В. Д., Карпов А. В., Кузнецова И. В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М. : Логос, 2011. - 168 с.

23. Щербаков А. И. Психологические проблемы профессиональной подготовки учителя в высшей школе. - Л. : Просвещение, 1988. - 168 с.


Для цитирования:


Сенаторова О.Ю., Чвякин В.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):20-26. https://doi.org/10.26170/po19-08-03

For citation:


Senatorova O.Yu., Chvyakin V.A. PEDAGOGICAL SKILLS OF A MODERN TEACHER IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-03

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)