Preview

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

https://doi.org/10.26170/po19-07-21

Полный текст:

Аннотация

Социально-психологическая адаптация студентов - одно из основных направлений работы вуза, которое является очень разноплановым. Опираясь на анализ исследований, проведенных в последние годы, авторы предполагают, что есть интегральный показатель, который может спрогнозировать успешность либо неуспешность адаптивного процесса студентов. В качестве такого интегрального показателя выступает эмоциональный интеллект. В статье представлены результаты исследования, проведенного на выборке 116 студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся по разным гуманитарным направлениям. С этой целью использованы: опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина, «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской, «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. По итогам исследования подробно описаны уровни проявления эмоционального интеллекта и данные измерения эмоционального интеллекта по шкалам (ЭмИн» Д. В. Люсина). Выявлено, что большинство студентов оценивают свой уровень эмоционального интеллекта как высокий и средний. Описаны уровни способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Сделан вывод о том, что студенты достаточно хорошо определяют и интерпретируют невербальное поведение. Подробно проанализирована способность к интерпретации невербального поведения студентов-первокурсников при решении каждой задачи. Результаты опросника, направленного на рефлексию своего эмоционального интеллекта (ЭмИн» Д. В. Люсина), соотнесены с уровнями развития способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Описаны уровни социально-психологической адаптации студентов-первокурсников (методика К. Роджерса и Р. Даймонда), выявлено, что по всем шкалам показатели выше нормативных, кроме шкал: «доминантность», «ведомость», «эскапизм». Полученные результаты сопоставлены с другими аналогичными современными исследованиями и интерпретированы возрастными особенностями студентов, а также спецификой ситуации обучения на первом курсе. С помощью коэффициента Спирмена установлена связь почти по всем параметрам между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.

Об авторах

Л. В. Оконечникова
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. М. Вильгельм
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. В. Вильгельм
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Александрова А. А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 79-83.

2. Белашева И. В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности [Электронный ресурс] // Акмеология. - 2016. - № 3. - С. 144-153. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/477400.

3. Середина Н. В., Лазарева О. В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12/2. - С. 52-54.

4. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 1. - С. 13-22.

5. Воробьева М. А. Связь эмоциоанльного интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 80-94. - Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-80-94

6. Данилова Г. И. Двойнин А. М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 1 (24). - С. 121-134.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М. :Просвещение, 1989. - 256 с.

8. Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6407072/page 66 (дата обращения: 18.06.2019).

9. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

10. Манучарян Л. Х., Гордиенко Н. В. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям вуза [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 628-632. - Режм доступа: https://moluch.ru/archive/109/26512/ (дата обращения: 19.05.2019).

11. Малышев И В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. - 2012. - № 12 (20). - Режим доступа: сhttps://cyberleninka.ru/article/v/harakteristika-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-i-koping-strategiy-lichnosti-v-raznyh-usloviyah-sotsializatsii (дата обращения: 22.06.2019).

12. Нижегородцева Н. В., Долженко О. В. Взаимосвязь показателей развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 178-183.

13. Обухова С. Г. Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей студентов-психологов // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - № 8. - С. 291-293.

14. Роджерс К., Даймонд Р. Диагностика социально-психологической адаптации / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197.


Для цитирования:


Оконечникова Л.В., Вильгельм А.М., Вильгельм А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА. Педагогическое образование в России. 2019;(7):154-160. https://doi.org/10.26170/po19-07-21

For citation:


Okonechnikova L.V., Wilhelm A.M., Wilhelm A.V. STUDY OF THE RELATIONSHIP OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF FIRST-YEAR STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):154-160. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-21

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)