Preview

ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА

https://doi.org/10.26170/po19-07-20

Полный текст:

Аннотация

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена необходимостью инструментального обеспечения выявления, развития, диагностики и сопровождения одаренной молодежи, обучающейся в вузе, в различных областях творческой деятельности, на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития. Цель исследования - обобщить опыт создания и использования образовательного интернет-ресурса Аrt-edu72.ru, разработанного на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о художественно-творческой деятельности как целостном комплексе взаимосвязанных элементов и их отношений (А. А. Мелик-Пашаев, Н. Г. Тагильцева), концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики. Научная новизна состоит в том, что авторами предлагается исследовать признаки одаренности студентов в области художественно-эстетической деятельности, используя при этом возможности интернет-ресурса Аrt-edu72.ru в ходе комплексного анализа работ студентов, экспертного оценивания, опроса, осуществления психометрической экспертизы доминантного типа мышления и уровня IQ студентов. Авторы делают вывод о том, что данный интернет-ресурс позволяет не только повысить эффективность диагностики одаренных за счет своевременного выявления, дифференциации и точечной индивидуализированной работы с одаренной личностью, но и объединить, синхронизировать работу экспертов, осуществить анализ результатов.

Об авторах

С. И. Мокроусов
Тюменский государственный университет
Россия


Н. И. Кашина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. В. Лапенок
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Э. М. Валеева
Южно-Уральский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности [Электронный ремурс]. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1.

2. Завражин А. В. SMART и новые подходы в современном образовании // Мира образования - образование в мире. - 2015. - № 2. - С. 59-65.

3. Коновалова С. А. Музыкальное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 116 с.

4. Ларионова Т. В., Сологубова Н. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с одаренными детьми во внеурочное время // Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 1. - С. 94-97.

5. Малкова И. Ю., Мацута В. В., Подойницина М. А. Образовательный портал как условие становления профессионального сообщества, ориентированного на развитие одаренности детей и подростков: обоснование содержания и результаты апробации в Сибирском федеральном округе // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 49. - С. 50-58.

6. Мокроусов С. И. Тьюторское сопровождение одаренных студентов, обучающихся по художественно-педагогическим специальностям [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2017. - № 1. - С. 43-48. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mokrousov_43-48.pdf.

7. Мокроусов С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области компьютерного моделирования (в системе повышения квалификации) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2010. - № 3. - С. 1-8. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf.

8. Мокроусов С. И., Кашина Н. И. Интернет-ресурс диагностики и сопровождения одаренных студентов в области художественно-эстетической деятельности // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 72-76.

9. Рагулин П. Г. Информационные технологии : электронный учебник. - Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. - 208 с.

10. Филиппов С. А., Комелина Е. В. Система подготовки педагогов к работе с одаренными детьми на основе современных информационных технологий // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2013. - № 1. - С. 28-34.

11. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности: от традиционных представлений к новому пониманию природы феномена [Электронный ресурс] // Вебинар. - 20 февраля 2013 года. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S3eVFgiC4nQ.

12. Холодная М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. - № 2. - С. 66-75.

13. Herrnstein R. J., Murrey Ch. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N.Y. : Free Press, 1994.

14. Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // International handbook of research and development of giftedness and talent / Heller K. A. (Ed.). - Oxford : Pergamon, 1993. - P. 311-324.

15. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Valeeva E. M., Ovsyannikova O. A., Mokrousov S. I. Information Technologies in Musical and Art Education of Children. Smart Education and e-Learning 2017: sb. nauch. trudov. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2017. - Vol. 75. - P. 112-119.


Для цитирования:


Мокроусов С.И., Кашина Н.И., Лапенок М.В., Валеева Э.М. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА. Педагогическое образование в России. 2019;(7):148-153. https://doi.org/10.26170/po19-07-20

For citation:


Mokrousov S.I., Kashina N.I., Lapenok M.V., Valeeva E.M. DIAGNOSTICS OF ENDOWMENTS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE FIELD OF ART AND CREATIVE ACTIVITY BY MEANS OF THE INTERNET RESOURCE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):148-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-20

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)