Preview

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ГАДЖЕТОВ

https://doi.org/10.26170/po19-07-18

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы функционирования когнитивной сферы младших школьников, которые обучаются посредством гаджетов. В настоящее время педагоги и родители испытывают трудности при формировании понятийного мышления младших школьников, воспитывающихся в цифровую эпоху. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что младшие школьники, которые обучаются посредством гаджетов, должны иметь некоторые особенности структуры интеллекта. Для проверки гипотезы исследования и изучение особенностей структуры интеллекта у младших школьников, которые обучаются посредством гаджетов, использовали эксплораторный факторный анализ. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали методику «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой. В результате исследования выяснилось, что структура интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов, отличается от структуры интеллекта тех, кто обучается с помощью традиционных учебных пособий. В структуре интеллекта детей, обучаемых посредством гаджетов, преобладают такие компоненты, как пространственное мышление, интуитивно-логическое мышление, понимание формул и построение схем и непроизвольное внимание. В структуре интеллекта детей, обучаемых посредством традиционных дидактических средств, выявлены такие подструктуры, как вербально-логическое мышление, способность к категориальному анализу, быстрое понимание смысла и когнитивный контроль. Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке рекомендаций для педагогов и психологов по формированию траектории индивидуального развития интеллекта младшего школьника. Авторы также проанализировали достаточное количество теоретических источников, посвященных проблеме обучения детей посредством гаджетов.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. А. Минюрова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Состояние вовлеченности в поток и внутренняя мотивация как детерминанты успешности создания виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 35-39.

2. Abramson M. J., Benke G. P., Dimitriadis C., Inyang I. O., Sim M. R., Wolfe R. S., et al. Mobile telephone use is associated with changes in cognitive function in young adolescents. // Bioelectromagnetics. - 2009. - Vol. 130. - Р. 678-686.

3. Alzahabi R., Becker M. W. The association between media multitasking, task-switching, and dual-task performance // J. Exp. Psychol. Hum. Percept. Perform. - 2013. - Vol. 39. - Р. 1485-1495.

4. Barr N., Pennycook G., Stolz J. A., Fugelsang J. A. The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking // Comput. Hum. Behav. - 2015. - Vol. 48. - Р. 473-480.

5. Beland L., Murphy R. J. Ill Communication: Mobile Phones & Student Performance. - London : London School of Economics and Political Science, 2014.

6. Beschorner B., Hutchison A. iPads as a literacy teaching tool in early childhood. International // Journal of Education in Mathematics, Science and Technology. - 2013. - Vol. 1 (№ 1). - Р.16-24.

7. Boari D., Fraser M., Stanton Fraser D., Cater K. “Augmenting spatial skills with mobile devices,” in Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI2012) : Mobile Computing and Interaction. - NY : Association for Computing Machinery, 2012. - Р. 1611-1620.

8. Burnett G., Lee K. The effect of vehicle navigation systems on the formation of cognitive maps // Int. J. Psychol. - 2005. - Vol. 40. - Р. 27-35.

9. Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D. E., Finn A. S. Media multitasking in adolescence. Psychon // Bull. Rev. - 2016. - Vol. 23. - Р. 1932-1941.

10. Fox A. B., Rosen J., Crawford M. Distractions, distractions: does instant messaging affect college students’ performance on a concurrent reading comprehension task? //Cyberpsychol. Behav. - 2009. - № 12. - Р. 51-53.

11. Haßler B., Major L., Hennessy S. Tablet use in schools: A critical review of the evidence for learning outcomes // Journal of Computer Assisted Learning. - 2016. - Vol. 32 (№ 2). - Р. 139-156.

12. Junco R., Cotten S. R. No A 4 U: the relationship between multitasking and academic performance //Comput. Educ. - 2012. - Vol. 59. - Р. 505-514.

13. Krcmar M., Cingel D. P. Parent-child joint reading in traditional and electronic formats. // Media Psychology. - 2014. - Vol. 17. - Р. 262-281.

14. Leiva L., Böhmer M., Gehring S., Krüger A. “Back to the app: the costs of mobile appication interruptions” // Proceedings of the 14th International Conference on Human-Computer Interaction with Mobile Devices and Services-Mobile HCI Vol. 12. - San Francisco : CA, 2012. - Р. 291-294.

15. Mark G., Voida S., Cardello A. “A pace not dictated by electrons”: an empirical study of work without email” // Proceedings of the 2012 ACM Annual Conference on Human Factors in Computing Systems - CHI. - Austin 2012. - Vol. 12.

16. Masataka N. Development of reading ability is facilitated by ьintensive exposure to a digital children's picture book // Frontiers in Psychology. - 2014.- № 5 (May). - Р. 5-8.

17. Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults // Neuroimage. - 2016. - Vol. 134. - Р. 113-121.

18. Neumann M. M. Computers & education young children's use of touch screen tablets for writing and reading at home: Relationships with emergent literacy // Computers & Education. - 2016. -Vol. 97. - Р. 61-68.

19. Ophir E., Nass C., Wagner A. D. Cognitive control in media multitaskers //Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. - 2009. - Vol. 106. - Р. 15583-15587.

20. Patchan M. M., Puranik C. Using tablet computers to teach preschool children to write letters: Exploring the impact of extrinsic and intrinsic feedback feedback // Computers & Education. - 2016. - Vol. 102 (August). - Р. 128-137.

21. Teepe R. C., Molenaar I., Verhoeven L. Technology-enhanced storytelling stimulating parent-Child interaction and preschool children's vocabulary knowledge // Journal of Computer Assisted Learning. - 2016. - Vol. 33 (№ 2). - Р. 123-136.

22. Thornton B., Faires A., Robbins M., Rollins E. The mere presence of a cell phone may be distracting implications for attention and task performance //Soc. Psychol. - 2014. - Vol. 45. - Р. 479-488.

23. Uncapher M. R. K., Thieu M., Wagner A. D. Media multitasking and memory: differences in working memory and long-term memory // Psychon. Bull. Rev. - 2015. - Vol. 23. - Р. 483-490.

24. Wang Z., Tchernev J. M. The “Myth” of media multitasking: reciprocal dynamics of media multitasking, Personal Needs, and Gratifications // J. Commun. - 2012. - Vol. 62. - Р. 493-513.

25. Wilmer H. H., Chein J. M. Mobile technology habits: patterns of association among device usage, intertemporal preference, impulse control, and reward sensitivity // Psychon. Bull. Rev. - 2016. - Vol. 23. - Р. 1607-1614.

26. Wu W. H., Jim Wu Y. C., Chen C. Y., Kao H. Y., Lin C. H., Huang S. H. Review of trends from mobile learning studies: A meta-analysis // Computers in Education. - 2012. - Vol. 59 (№ 2). - Р. 817-827.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ГАДЖЕТОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):133-140. https://doi.org/10.26170/po19-07-18

For citation:


Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E., Minyurova S.A. FEATURES OF THE INTELLIGENCE STRUCTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN TRAINED BY MEANS OF GADGETS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):133-140. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-18

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)