Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСПИЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

https://doi.org/10.26170/po19-07-17

Полный текст:

Аннотация

Современное инженерное образование предполагает наличие профессионально ориентированного компонента при обучении студентов. При этом возникает необходимость изменения содержания учебных дисциплин базового цикла, в том числе и математики. Введение профессионально значимого материала в курс математики позволяет реализовать междисциплинарная интеграция. Возможности интеграции математики и дисциплин профессионального цикла представлены в отечественных и зарубежных исследованиях. Обучение математике будущих инженеров на основе междициплинарной интеграции способствует более полному пониманию изучаемых процессов и явлений, встречающихся в профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности инженера-технолога предполагает не только знание основных процессов и оборудования химико-технологической системы, но и наличие способности проводить анализ и оценку полученной информации о состоянии всей системы и отдельных ее элементов. Для осуществления подготовки студентов технических вузов к анализу и оценке химико-технологического процесса при обучении математике разработана методика на основе интеграции элементов дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Математика». Выделены компоненты подготовки к анализу и оценке (мотивационно-целевой, гносеологический, праксиологический и аксиологический), выбран способ подготовки - метод математического моделировании и средство подготовки - кейс-технология, определены уровни сформированности способности к анализу и оценке химико-технологического процесса. Каждый кейс содержит различные информационно-компетнтностные задачи, которые классифицированы по видам математических моделей, используемых для описания изучаемого процесса или явления. Данные задачи позволяют осуществлять связь между выделенными разделами математики и профессионально ориентированными дисциплинами. Приведен пример задачи о теплообменнике, которая направлена на анализ, создание, преобразование и оценку математической модели теплового процесса в теплообменнике, которая представляет дифференциальное уравнение. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает эффективность разработанной методики.

Об авторах

И. Г. Липатникова
Свердловский областной педагогический колледж
Россия


С. В. Мечик
Тюменский индустриальный университет
Россия


Список литературы

1. Бурая И. В., А. А. Ермак, А. П. Мателенок. Опыт реализации модульного подхода в подготовке инженеров-химиков-технологов для нефтеперерабатывающей отрасли // Высшая школа: проблемы и перспективы : 12 Междунар. науч.-метод.конф.: в 2 ч. - Минск : РИВШ, 2015. - Ч. 1. - С. 67-71.

2. Васяк Л. В. Формирование профессиональной компететности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач : автореферат дис.. канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 23 с.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://programs.gov.ru

4. Дубовицкая Т Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. -№ 2. - С. 42-46.

5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. -№ 5. - С. 45-57.

6. Мухленов И. П. Общая химическая технология. - М. : Высшая школа, 1991. - 463 с.

7. Носков М. В., Шершнева В. А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. - С. 23-25.

8. Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO : информ.-метод. изд. / пер. с анг. и ред. В. М. Кутузова и С. О. Шапошникова. - СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. - 29 с.

9. Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. А. И. Рудской, А. А. Александров, П. С. Чубик, А. И. Боровков, П. И. Романов, А. Н. Шарапов. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 55 с.

10. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей: 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru.

11. Чучалин А. И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO // Инженерное образование. - 2014. - № 16. - С. 14-29.

12. Шершнева В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода : автореферат дис.. д-ра. пед. наук. - Красноярск, 2011. - 49 с.

13. Alpers В., Demlova М., Gustafsson Т. A Framework for Mathematics Curricula in Engineering Education / European Society for Engineering Education (SEFI). - Brussels, 2013. - 83 p.

14. Goold E. Mathematics: Creating Value for Engineering Students / 17th SEFI Mathematics Working Group seminar. - Dublin, 2014. - 8 p.

15. Hernandez-Martinez P. A. Teaching mathematics to engineers: modeling, collaborative learning, engagement and accountability in a Third Space / Mathematical education and modern theory. - Loughborough, 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Липатникова И.Г., Мечик С.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСПИЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА. Педагогическое образование в России. 2019;(7):125-132. https://doi.org/10.26170/po19-07-17

For citation:


Lipatnikova I.G., Mechik S.V. TRAINING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS TO ANALYSIS AND EVALUATION OF THE CHEMICAL-TECHNOLOGICAL PROCESS ON THE BASIS OF INTERDISPILINAR INTEGRATION OF MATHEMATICS AND DISCIPLINES OF THE PROFESSIONAL CYCLE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):125-132. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-17

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)