Preview

ПРОБЛЕМА ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ

https://doi.org/10.26170/po19-07-16

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью, поскольку выпускники педагогических вузов в реализации профессиональной деятельности обучают и воспитывают будущее поколение, учат их взаимодействию с социумом, вступают в профессионально значимую педагогическую среду. Целью написания данной статьи является раскрытие некоторых условий по овладению обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью. Методологической основой исследования, отражающего организацию овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью, выступают: положения теории познания, личностно ориентированный подход, системный подход, системно-деятельностный подход, компетентностный подход. Методами исследования являются: анализ отечественных и зарубежных исследований, раскрывающие коммуникативную компетентность как овладение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, анализ нормативно-правовой и законодательной документации, определяющей требования к обучению коммуникации в сфере высшего профессионального образования. Результатами данного исследования являются возможность обеспечения коммуникативного взаимодействия студентов и педагога в учебном процессе в процессе использования приемов проблематизации и диалогизации, а также при прохождении обучающимися педагогических вузов учебной и производственной практики. Выделены направления в процессе формирования коммуникативной компетенности выпускников педагогических вузов - будущих учителей начальных классов и педагогов ДОУ. Авторы статьи свидетельствуют о необходимости реализации в организации образовательного процесса студентов-бакалавром следующих условий: помочь студентам осмыслить их речевую практику; учить ориентироваться в различных речевых ситуациях; совершенствовать умение свободно пользоваться устной диалогической речью, создавать монологические высказывания; совершенствовать умение воспринимать слышимую речь в различных ситуациях и формах общения. Авторы приходят к выводу, что формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного и начального образования должно осуществляться под влиянием всех компонентов учебного-воспитательного процесса как единого целого (аудиторные, внеаудиторные формы работы, а также возможности практики).

Об авторах

А. А. Краева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Е. Привалова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 15.

2. Бодалев А. А. Личность и общение // Избранные труды. - М., 1983.

3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1990. - 142 с.

4. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 81-85. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm.

5. Заброцький М. М. Топографiя комунiкативноi компетентностi // Актуальнi проблеми психологii. Т.7: Екологiчна психологiя: зб. Наук. праць Iнституту психологii iм. Г. С. Костюка АПН Украiни. - Житомир, 2009. - Вип. 19. - С. 272-276.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758.

7. Зотова И. Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века». - Кисловодск, 2006. - С. 109-111.

8. Исмагилова А. Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / gод ред. Б. А. Вяткина. - М., 1999.

9. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учеб.-метод. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

11. Краева А. А. Основы формирования учебного диалога у детей шести-семи лет в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 8-1(62). - С. 186-189/

12. Краева А. А. Особенности организации педагогической практики в вузе в условиях непрерывного образования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник мат-лов III Международ. науч.-практ. конф.: в 2-х томах / гл. ред. О. Н. Широков. - 2016. - С. 166-173.

13. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М. : Знание, 1979. - 47 с.

14. Мельник Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога // Психология и школа. - 2004. - № 4. - С. 36-42.

15. Орлов В. Ф. Теоретичнi та методичнi засади професiйного становлення майбутнiх учителiв мистецьких дисциплiн: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - К., 2004. - 44 с.

16. Основы теории коммуникации : учебник. - М., 2003.

17. Привалова С. Е. Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов дошкольного образования : мат-лы IX Всерос. науч.-практ. конф.-семинара «Образование на грани тысячелетий»; ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», кафедра иностранных языков. Нижневартовск, 2014. - С. 177-181.

18. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование. - 2015. - № 7. - С. 214-218.

19. Редлих С. М. Повышение адаптационных ресурсов в сфере педагогической деятельности учителей и студентов педвузов : науч.-практ. рекомендации. - Новокузнецк : НГПИ, 1998. - 28 с.

20. Сайтарли I. А. Культура мiжособистiсних стосункiв : навч. посiбник. - К. : Академвидав, 2007. - 240 с.

21. Чанышева Г. О. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 148-151.

22. Чиндилова О. В. Образовательная программа как важнейшая содержательная составляющая образовательного процесса // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 9. - С. 3-8.


Для цитирования:


Краева А.А., Привалова С.Е. ПРОБЛЕМА ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):117-124. https://doi.org/10.26170/po19-07-16

For citation:


Kraeva A.A., Privalova S.E. PROBLEM OF TEACHING TEACHERS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES COMMUNICATIVE COMPETENCE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-16

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)