Preview

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

https://doi.org/10.26170/po19-07-12

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается возможность подготовки лингвистов-переводчиков к межкультурному самообразованию. Целью исследования является определение содержания подготовки будущих лингвистов-переводчиков к самообразованию в области межкультурной коммуникации. В работе проанализирован терминологический аппарат, определены термины «межкультурная коммуникация», «межкультурная компетенция» и «самостоятельная работа». В статье приведена также деятельностная классификация межкультурного самообразования, определенная формулой «межкультурные различия + когнитивно-продуктивные действия с ними». Раскрыта роль самостоятельной работы для процесса обучения. Результатом проведенного исследования является определение круга умений, необходимых для формирования готовности к межкультурному самообразованию, и их классификация. Согласно полученным выводам, процесс подготовки будущих лингвистов к межкультурному самообразованию должен быть направлен на формирование двух групп умений: метакогнитивных умений самостоятельной учебной деятельности в области межкультурной коммуникации и предметно-межкультурных умений.Первая группа включает в себя умения ориентации и мотивации своих познавательных действий, умения организации и планирования, умения реализации СР, умения самоконтроля и самокоррекции и рефлексивные и диагностические умения. Ко второй группе умений отнесены умения поиска, извлечения, накопления и систематизации теоретической и практической информации о иноязычной культуре; умения сопоставительного межкультурного анализа и выявления межкультурных различий, их логической и ценностной интерпретации, включая интеграцию в уже имеющиеся знания и оценки; умения практического коммуникативного и прикладного внеречевого и теоретического применения результатов интерпретации межкультурных различий в профессиональной и личной коммуникации.Полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения лингвистов-переводчиков в рамках курса «Межкультурная коммуникация».

Об авторах

Л. И. Корнеева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. И. Турышева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Гарипова А. Н. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов-спортсменов при изучении иностранного языка // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды : мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2016. - С. 110-117.

2. Гиниатуллин И. А. Межкультурное обучение иностранным языкам: элементы содержательной и категориальной интерпретации // Компетентностный подход в обучении иностранным языкам и проблемы самостоятельной учебной деятельности : сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2010. - С. 16-25.

3. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск : Сверд. гос. пед. институт, 1990. - 96 с.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2007. - 192 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М. : Логос, 1999. - 383 с.

6. Корнеева Л. И., Корнеев Ю. В. Межкультурная деловая коммуникация на основе «Кейсовой методики» (на примере немецкого языка) : учеб. пособие. - Екатеринбург, 2011. - 199 с.

7. Корнеева Л. И. Повышение квалификации руководящих кадров в области межкультурной деловой коммуникации в России и Германии. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 396с.

8. Крылова Е. А Совершенствование иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях самостоятельной работы на основе мониторинг-технологии (на материале английского языка) : дис. … канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 238 с.

9. Кузнецова М. Ф. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции у студентов педагогического колледжа : дис.. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 241 с.

10. Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. - М. : Норма, 2011. - 431 c.

11. Основные понятия межкультурного образования и воспитания : терминологический немецко-русский словарь-справочник / Л. И. Корнеева, А. А. Белозерова, Э. Фибих, М. Грубер. - Екатеринбург : УрФУ, 2014. - 112 с.

12. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М. : Педагогика, 1972. - 183 с.

13. Солонина Л. В. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции на начальном этапе профессионального языкового образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 21 с.

14. Турышева А. И. Формирование готовности будущих лингвистов к межкультурному самообразованию : магистерская дис. … - Екатеринбург :УрФУ, 2018. - 137 с.

15. Щуклина Е. А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию [Электронный ресурс] // Образование и общество. - 2004. - № 3. - Режим доступа: http://jeducation.ru/3_2004/63.html (дата обращения: 04.04.2019).


Для цитирования:


Корнеева Л.И., Турышева А.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):92-96. https://doi.org/10.26170/po19-07-12

For citation:


Korneeva L.I., Turysheva A.I. METHODICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF INTERCULTURAL COMMUNICATION OF LINGUISTIC STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):92-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-12

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)