Preview

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

https://doi.org/10.26170/po19-07-11

Полный текст:

Аннотация

Современная методика обучения иностранному языку подчиняется требованиям современного вуза. Уральский федеральный университет делает ставку на проектное обучение, а именно на междисциплинарные проекты, в том числе и на иностранном языке. В данной проектной деятельности, с одной стороны, иностранный язык является инструментом получения нового знания в профессиональной сфере, с другой стороны - средством демонстрации полученных результатов исследовательской работы. Научные тексты имеют определенную структуру, речевые и грамматические обороты, которые, как правило, незнакомы студентам. Для эффективной работы студентов с научными текстами авторы статьи предлагают четкий алгоритм действия, который основан на компетентностном, личностно-деятельностном, коммуникативном, проблемном, контекстном и системном подходах. Авторы статьи дают анализ общих методических принципов обучения чтению на иностранном языке (функциональности, структурности, учета родного языка при овладении иностранным языком, программирования речевой деятельности) и частных методических принципов обучения чтению научных текстов при выполнении междисциплинарных проектов на иностранном языке (обучения на речевых образцах, взаимодействия основных видов речевой деятельности и аппроксимации учебной деятельности). Авторы статьи подчеркивают необходимость анализа научных текстов с точки зрения надежности и описывают пошаговый алгоритм оценки источников научных статей. В данном исследовании дано описание основных этапов реализации междисциплинарного проекта на иностранном языке студентами Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета. Методика работы с научными текстами основана на положениях ориентировочно-референтного, поисково-референтного и обобщающе-референтного чтения. Предлагаемая авторами методика согласуется с целями междисциплинарного проекта и этапами его выполнения. Практика применения методики обучения чтению научных текстов демонстрирует эффективные результаты обучения.

Об авторах

А. Г. Ковалева
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


О. В. Анчугова
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Д. И. Курманова
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Н. Н. Морозова
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


М. В. Ткачева
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Ворожцова И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. - Ижевск : Удмуртский университет, 2000.

2. Гурвич П. Б. О четырех общеметодических принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - C. 32-37.

3. Гусарова Ю. В., Прелова Е. В. Деятельностный подход как основа самостоятельности студентов при изучении иностранного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosnauke.com/ 10_DN_2012/Philologia/5_105931.doc.htm (дата обращения: 10.05.2019).

4. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса / Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) : коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / под общ. ред. И. А. Зимней. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252.

5. Зубрилина И. В. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inesszubrilina.ucoz.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

6. Каргина Е. М. Особенности профильного обучения иностранному языку в контексте современных дидактических подходов // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6.

7. Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Зарифуллина Д. П.Система иноязычного лингвистического образования для неязыковых направлений подготовки в вузе с использованием информационных технологий // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 108-115.

8. Ковалева А. Г., Перевалова Т. А., Зарифуллина Д. П. Проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательной активности студентов // Воронеж, 2017.

9. Кулагин А. А. Деятельностный подход в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 4 (31). - Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 19.05.2019).

10. Лактина Н. В. Специфика деятельностного подхода в аспекте обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/145/5682 (дата обращения: 11.01.2016).

11. Сальная Л. К. Secure it. English for Information Protection Specialities : учеб. пособие для студ. второго образовательного уровня. - Таганрог, 2012. - 203 с.

12. Серова Т. С. Тематически направленное референтное чтение в образовательной, научной и профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 161-165.

13. Собинова Л. А. Обучение профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов вуза с использованием электронного учебного пособия : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2016. - 24 с.

14. Старков А. П. Книга для учителя. Часть 3. - М. : АСТ, 2004. - 208 с.

15. Ступина С. Б. Деятельностный подход и современные образовательные технологии в вузовском пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgu.ru/textdocsfiles/2013/07/15/stupina. pdf (дата обращения: 12.05.2015).

16. Уральский Федеральный: издание Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - 03. 12. 2018. - № 43. - С. 4.

17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apps.webofknowledge.com (дата обращения: 08.05.2019).

18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/project_risc.asp (дата обращения: 08.05.2019).

19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.library.georgetown.edu/tutorials/research-guides/evaluating-internet-content (дата обращения: 08.05.2019).

20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scopus.com/search/form.uri?display=basic (дата обращения: 08.05.2019).

21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Hutchinson T., Waters A. English for specific purposes: a learning-centred approach. - Cambridge, 1987


Для цитирования:


Ковалева А.Г., Анчугова О.В., Курманова Д.И., Морозова Н.Н., Ткачева М.В. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):84-91. https://doi.org/10.26170/po19-07-11

For citation:


Kovaleva A.G., Anchugova O.V., Kurmanova D.I., Morozova N.N., Tkacheva M.V. METHODOLOGY OF TEACHING READING OF SIENTIFIC TEXTS FOR INTERDISCIPLINERY PROJECTS IN A FOREIGN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)