Preview

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-07-08

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается необходимость поиска ответа на вопрос: как организовать проектную деятельность обучающихся так, чтобы она действительно была направлена на достижение не только предметных результатов образования, но и метапредметных, выраженных в виде универсальных учебных действий? В статье рассматриваются возможности проектной деятельности по включению обучающихся в систему социальных связей для реализации образовательных целей. Указаны коммуникативные системы, социальное взаимодействие в которых целесообразно задействовать при осуществлении школьниками работы над проектом: ученик - ученик, ученик - родитель, ученик - руководитель, ученик - учитель, ученик - другие субъекты. Отмечается, что специально организованный процесс социальной коммуникации в ходе проектной деятельности будет способствовать развитию у обучающихся всех групп универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), что соответствует выполнению современных требований к результатам образования. В рамках предлагаемой статьи рассматриваются возможности формирования коммуникативных универсальных действий школьников. Представлена структура проектной деятельности школьников. Для каждого этапа проектной деятельности указаны приемы, позволяющие развивать у школьников коммуникативные универсальные учебные действия. Указанные приемы рассмотрены в качестве примеров, иллюстрирующих возможность и целесообразность активного использования возможностей социальной коммуникации при организации проектной деятельности школьников для достижения ими необходимых образовательных результатов, и не являются единственно возможными. Использование представленных приемов развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий позволяет организовать процесс проектной деятельности таким образом, чтобы школьники имели возможность приобретать опыт социальной коммуникации при взаимодействии с различными субъектами.

Об авторе

В. В. Храмко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Батракова Л. Г. Эволюция научных взглядов на понятие «Человеческие ресурсы» и его современная специфика [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-nauchnyh-vzglyadov-na-ponyatie-chelovecheskie-resursy-i-ego-sovremennaya-spetsifika (дата обращения: 03.07.2019).

2. Девятайкина Н. И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержания и организация : учеб. пособие. - М. : МПГУ, 2018. - 164 с.

3. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926.

4. Кисельников А. С. К проблеме характеристик текста: читабельность, понятность, сложность, трудность [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11-2 (53). - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24503229_18669259.pdf (дата обращения: 09.07.2019).

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) [Электронный ресурс]. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0030/7_0030-34.shtml#book_page_top (дата обращения: 06.07.2019).

6. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся : учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

7. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / под ред. А. В. Леонтовича. - 3-е изд. - М. : ВАКО, 2018. - 160 с.

8. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., доп. - М. : Академия, 2012. - 160 с.

9. Митрофанова Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-vchera-i-segodnya (дата обращения: 10.07.2019).

10. Михалкина Е. В. Организация проектной деятельности : учеб. пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. - Ростов-на/Д. : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 146 с.

11. Новоселов Ф. П. О сущности метода проектов / под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной. - М. : РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ, 1930. - 224 с.

12. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителя. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1985.

13. Рязанцев А. Интеллект карты (mindmap). Графическое решение бизнес-задач / А. Рязанцев. - М. :«1000 бестселлеров», 2017.

14. Сырова Н. В., Петрова Н. С., Липина Т. А. Критериально-оценочные показатели результатов проектной деятельности обучающихся профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс] // ЧиО. - 2016. - № 4 (49). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialno-otsenochnye-pokazateli-rezultatov-proektnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 08.07.2019).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 7-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 61 с.

16. William Kilpatrick: The Project Method - [Electronic resource]. - Mode of access: https://educationalresearchtechniques.com/2015/07/27/william-kilpatrick-the-project-method/ (date of access: 09.07.2019).


Для цитирования:


Храмко В.В. ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):58-66. https://doi.org/10.26170/po19-07-08

For citation:


Khramko V.V. PREPARING STUDENTS THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-08

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)