Preview

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

https://doi.org/10.26170/po19-07-07

Полный текст:

Аннотация

В статье освещается проблема развития музыкального мышления, обусловленная потребностями практики и приоритетными направлениями государственной образовательной политики. Цель статьи: охарактеризовать комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения. Методология исследования: теоретические положения культурно-исторической психологии о значении деятельности в развитии высших психических функций; основные положения музыкознания и психологии музыкальной деятельности об отражении в сознании музыкального образа; положения интонационного и полихудожественного подхода в педагогике музыкального образования, а также соотвествующие им методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение педагогического опыта, сравнение, обобщение. Рассмотрено содержание музыкального мышления с позиций музыковедческого и педагогического подходов; выявлен комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения: на подготовительном этапе (методы активизации познавательного интереса, беседы, диалога); на действенно-практическом этапе (методы эмпатии, рефлексии, беседы, диалога, наблюдения за музыкой); на итоговом этапе (анализ, размышление о музыке, пластическое моделирование); на рефлексивном этапе (сравнение, аналогия, методы воображения и создания художественного контекста). Разработана методика обучения по дисциплине «Слушание музыки», обеспечивающая единство восприятия музыки, мышления и воображения, для учащихся младшего школьного возраста детских школ искусств. Методика включает этапы: 1) подготовительный, мотивирующий учащихся на восприятие музыки; 2) действенно-практический, связанный с процессом «погружения-переживания» музыки; 3) итоговый, заключающийся в осмысление средств музыкальной выразительности и авторского замысла в целом; 4) рефлексивный, выявляющий личностную значимость (смысл) произведения. Практическая значимость реализована в разработке комплекса методов, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения; полученные данные могут быть использованы в художественном образовании, в курсе музыкальной психологии для студентов средних и высших учебных заведений.

Об авторе

Е. В. Тихонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М. : Музыка, 1971. - 376 с.

3. Воронова Т. Н. Музыкальное мышление / Теория и методика обучения игре на фортепиано. - М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 111-125.

4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB Магистр, 1993. - 193 с.

5. Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление: историко-теоретический контекст // DISCURSUS - IV (материалы аспирантского семинара). - Саранск, 2003. - С. 17-20.

6. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. - М. : Просвещение, 2007. - 224 с.

7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: исследование. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

8. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М. : Музыка, 1972. - 384 с.

9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник. - 3-е изд. - М. : Академия, 2001. - 512 с.

10. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учеб. пособие. - М. : Академический проект; Гаудеамус, 2006. - 490 с.

11. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

12. Проблемы музыкального мышления / под. ред. М. Г. Арановского. - М. : 1974. - 336 с.

13. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

14. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления / Проблемы музыкального мышления. - М. : 1974. - С. 59-74.

15. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

16. Теория и методика обучения игре на фортепиано : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николавевой. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

17. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : НПО: МОДЭК, 2004. - 640 с.

18. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано : учебник для вузов. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2017. - 188 с.

19. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии : учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, [б.и.], 2010. - 219 с.

20. Школяр Л. В., Усачева В. О. Музыка. Школа 2100 : Рабочие программы для I-IV классов [Электронный ресурс]. - М. : Вентана - Граф, 2013. - Режим доступа: https: //nsportal.ru > musyka > 2016/10/04 (дата обращения: 07.01.2019).


Для цитирования:


Тихонова Е.В. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):51-57. https://doi.org/10.26170/po19-07-07

For citation:


Tikhonova e.V. DEVELOPMENT OF МUSICAL THINKING IN YOUNGER STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING IN CHILDREN’S ART SCHOOLS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-07

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)