Preview

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-07-06

Полный текст:

Аннотация

Среди задач, поставленных перед системой дополнительного музыкального образования, выделяются те, которые декларируют необходимость развития не только определенных технических и художественных навыков и умений у обучающихся, но и формирования их личностных качеств. К одному из них относится эмоционально-волевая саморегуляция, развитие которой необходимо начинать с самого начала творческого пути юного музыканта. Достаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции является гарантом качественного исполнения музыкального произведения, устранения сценического волнения, осознанного осуществления анализа каждого концертного выступления. Целью данной статьи является представление комплекса музыкальных игр, способствующих развитию эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников в процессе хоровых занятий в учреждении дополнительного музыкального образования. Содержание игр рассмотрено в связи с основными умениями юных музыкантов, свидетельствующими о развитости у них эмоцонально-волевой саморегуляции: осуществлять слуховой самоконтроль в процессе восприятия и исполнения музыки, управление эмоциональным состоянием в различных видах музыкально-творческой деятельности. Играми, способствующими развитию данного умения, стали: ролевая, игра-соревнование, музыкально-дидактическая игра, подвижная игра. В разработке данного комплекса были выделены такие принципы педагогики музыкального образования, как единство эмоционального и рационального в музыкальной деятельности, полихудожественности музыкального и художественного образования, интонационности музыкального искусства. Условием включения музыкальных игр в содержание хоровых занятий с младшими школьниками явилась хоровая театрализация, включающая такие виды деятельности, как вокальное исполнение, движение под музыку, выразительное чтение, рисунок.

Об авторах

О. А. Малахова
Детская хоровая школа № 1
Россия


Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965. - 152 с.

3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М. : Акад.пед.наук РСФСР, 1958. - 248 с.

5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. - 2 изд. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 336 с.

6. Вьюнова А. В. Вокально-хоровое обучение в любительском хоре // Образование. Наука. Научные кадры: Ежеквартальный научный и информационно-публицистический журнал. - 2010. - Вып. 4. - С. 191-196.

7. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - М. : Музгиз, 1958. - 528 с.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия: Мир медицины. - СПб. : Лань, 2000. - 192 с.

9. Зеличенок Е. В. Формирование стрессовоустойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (на материале обучения в педагогических вузах) : автореф. дис.. канд. пед. наук. - М, 2012. - 24 с.

10. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М. : Наука, 1980. - 225 с.

11. Мазель В. Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. - СПб. : Композитор, 2002. - 180 с.

12. Малахова О. А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности // Образование и наука. - 2015. - № 6 (125). - С. 89-100.

13. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. - СПб. : Музыка,1967. - 88 с.

14. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 36-45.

15. Музыкальное образование в школе : учеб.пособ. для студ. / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. - М. : Академия, 2001. - 232 с.

16. Сафонова В. И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий : дис. … канд. пед. наук. - М., 1988. - 24 с.

17. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

18. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва - Воронеж, 1998. - 539 с.

19. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.

20. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) / Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 августа 1997 г). - Астрахань, 1997. - С. 214-220.


Для цитирования:


Малахова О.А., Тагильцева Н.Г. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):44-50. https://doi.org/10.26170/po19-07-06

For citation:


Malakhova O.A., Таgiltseva N.G. MUSIC GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL SELF-REGULATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CHOLOR ACTIVITIES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):44-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-06

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)