Preview

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ

https://doi.org/10.26170/po19-07-04

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности с родителями. В работе представлена разработанная в рамках системно-деятельностного подхода и апробированная программа развития эмоционального интеллекта детей в период дошкольного детства, направленная на приобретение детьми опыта восприятия и дифференциации разнообразных эмоций, развитие и амплификацию способов регулирования своего внутреннего эмоционального состояния и его внешней экспрессивной стороны. Особенностью программы является использование для развития эмоционального интеллекта у детей совместной игровой деятельности с их родителями. При организации совместной игровой деятельности родителей и детей основными методами являются игровые ситуации, основанные на визуализации, подражании и воспроизведения демонстрированных эмоциональных состояний, эмоционально-экспрессивные игры, позволяющие учитывать эмоциональные состояния других и оказывать эмоциональную поддержку, и игры, позволяющие родителям отработать приемы «я-сообщения» и «активное слушание». Совместная игровая деятельность родителей и детей целенаправленно позволяет использовать механизмы подражания, запечатления и отождествления детей для усвоения примеров и образцов поведения значимых взрослых, что способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка. С целью подтверждения эффективности выбранных средств развития описаны результаты математико-статистической обработки диагностируемых данных. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что с целью повышения качества дошкольного образования разработана и апробирована программа, отличающаяся от большинства существующих программ, развивающих отдельные компоненты эмоционального интеллекта, целостной структурой развития, которая предполагает комплексное, целенаправленное развитие всех компонентов эмоционального интеллекта, за счет систематического включения детей в различные ситуации совместной игровой деятельности с родителями. Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях педагогами-психологами для развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

Об авторах

Ю. В. Братчикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. С. Волошина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб. : БХВ-Петербург, 2012. - 212 с.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-87.

3. Братчикова Ю. В., Васильченко Е. О. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников // Всероссийская весенняя психологическая сессия. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - С. 35-40.

4. Братчикова Ю. В., Волошина Н. С. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы общей и юридической психологии: образование, право и социальные практики. - Барнаул : Алтайский государственный университет, 2018. - С. 30-34.

5. Братчикова Ю. В., Волошина Н. С. Роль родителей в игровой деятельности детей дошкольного возраста // Психологические проблемы современной семьи. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. - С. 876-878.

6. Васягина Н. Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 126-132.

7. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 63-69.

8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.

9. Гиппенрейтер Ю. Б. Игры для развития эмоционального интеллекта. - М. : АСТ, 2015. - 152 с.

10. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка : практическое руководство для родителей. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М. : Хранитель, 2019. - 478 с.

12. Гром Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 86-90.

13. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения // Психолог в детском саду. - 2007. - № 1. - С.57-74.

14. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников. // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 65-77.

15. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. - М. : Академия, 2004. - 278 с.

16. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. - С. 546-550.

17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Психология». - 5-е изд. - М. : Смысл, 2010. - 507 с.

18. Ложкова Г. М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в свете ФГОС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-1. - С. 168-170.

19. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 5. - С. 80-87.

20. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 24-35.

21. Путилова О. А. Эмоциональный мир ребенка. - М. : Генезис, 2012. - 122 с.

22. Федина Н. В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 3 (53). - С. 53-63.

23. Mayer I. D., Solovey P. What is Emotional Intelligense? // Emotional development and emotional Intelligense / Edited by P. Solovey, D. Sluyter. - N.Y. : Harper Collins, 1997. - P. 3-31.


Для цитирования:


Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):30-37. https://doi.org/10.26170/po19-07-04

For citation:


Bratchikova Yu.V., Voloshina N.S. EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGED CHILDREN USING COOPERATED WITH THEIR PARENTS PLAY ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-04

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)