Preview

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-07-03

Полный текст:

Аннотация

Анализ исследований последних лет, касающихся владения цифровыми навыками студентов, проведенный во многих странах, свидетельствует о том, что высокий уровень неформального использования цифровых устройств для проведения досуга не обязательно способствует развитию цифровой грамотности, необходимой для обучения. В практике российских исследований недостаточно данных, подтверждающих или опровергающих следующее утверждение: свободное обращение студентов с цифровыми устройствами и интернет-контентом в личной жизни способствует развитию их цифровой грамотности. В статье представлены результаты анкетирования по определению степени использования цифровых устройств и различных видов интернет-контента в повседневной жизни и учебной деятельности бакалаврами педагогического вуза; определены направления развития цифровой грамотности студентов. В качестве методологической основы исследования применены методы: анализ научной литературы; изучение и обобщение опыта предшествующих исследователей; проведение анкетирования бакалавров на первом и выпускном курсе; статистический анализ результатов анкетирования. Представленные результаты позволяют утверждать, что бакалавры владеют цифровыми технологиями Интернета, инструментальными знаниями для работы с цифровым контентом. Однако характер интернет-деятельности незначительно связан с тем опытом, на который они смогут опереться в дальнейшем в академической и профессиональной коммуникации. Формирование цифровой компетентности обусловлено взаимодействием множества социальных факторов и является сложным комплексом умений, знаний и навыков. Предложены направления для организации целенаправленного поиска и анализа информации в академических и профессиональных целях, позволяющие формировать ключевые умения цифровой компетентности: аналитические и стратегические умения.

Об авторах

Е. П. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. С. Кощеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андиева Е. Ю., Фильчакова В. Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. - 2016. - № 3. - С. 214-218.

2. Добрынин А. П. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, SmartCity, BIGDATAи другие) // InternationalJournalofOpen InformationTechnologies. - 2016. - T. 4. - № 1. - С. 4-11.

3. Виссема Йохан Г. Университеты третьего поколения: Управление университетом в переходный период. - М. : Олимп-Бизнес, 2016. - 320 с.

4. Кондаков А. М. Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

5. Кощеева Е. С., Матвеева Е. П. Развитие критического мышления у бакалавров с использованием информационных технологий // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - С. 79-87.

6. Кощеева Е. С., Матвеева Е. П. Формирование критического мышления у учащихся на уроках физики в школе : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам» (г. Екатеринбург, 2-3 апреля 2018 г.). - Екатеринбург : УрГПУ, 2018. - С. 51-54.

7. Кощеева Е. С., Матвеева Е. П. Электронное обучение в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Наука и образование в XXI веке : Сборник научных трудов. - Тамбов, 2018. - С. 72-74.

8. Куприяновский В. П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5. - № 1. - С. 19-24.

9. Матвеева Е. П., Кощеева Е. С. Организация учебного процесса в wiki-средах // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 99-105.

10. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/ strategy.pdf (дата обращения: 09.01.2019).

11. Шариков А. В. Теоретические подходы к определению понятия цифровой грамотности : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Интернет и социокультурные трансформации» (г. Москва, 21-22 апреля 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/2015/isct/ presentations/sharikov.pdf.

12. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] / А. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов и др. - Режим доступа: http://www.mckinsey.com (дата обращения: 19.02.2019).

13. Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.static.government.ru (дата обращения: 11.03.2019).

14. прогнозов от Грефа. Глава Сбербанка предсказал наше ближайшее будущее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipolk.ru/blog/economic_finansi/31125.html (дата обращения: 10.01.2019).

15. A Global Framework to Measure Digital Literacy By Manos Antoninis, Director of the Global Education Monitoring Report, and Silvia Montoya, Director of the UNESCO Institute for Statistics [Electronic resource]. - Mode of access: http://uis.unesco.org/en/blog/global-framework-measure-digital-literacy (date of access: 29.01.2019).

16. Deursen Van A., Dijk Van J. Modeling traditional literacy, internet skills and internet usage: An empirical study // Interacting with Computers. - 2016. - №28 (1). - P. 13-26.

17. Spante M., Hashemi S. S., Lundin M. & Algers A. Digital competence and digital literacy in higher education research: Systematic review of concept use. Cogent Education [Electronic resource]. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/2331186X.2018.1519143. - 2018. № 5 (1). - P. 1519143 (date of access: 17.01.2019).

18. SemIoT (Semantic Tecnologies for Internet of Things) - проект прикладных научных исследований и экспериментальных разработок [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.semIot.ru (: 16.01.2019).

19. http://digital-russia.rbc.ru/ (date of access: 27.11.2018).


Для цитирования:


Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):22-29. https://doi.org/10.26170/po19-07-03

For citation:


Matveeva E.P., Koshcheeva E.S. TO THE QUESTION OF TRAINING BACHELORS TO DIGITAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-03

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)