Preview

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26170/po19-07-02

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена проблема недостаточной теоретической и научно-методологической обоснованности деятельности по развитию гражданственности у обучающихся высших учебных заведений. Для ее разрешения предложена образовательная интерпретация понятия «гражданственность». В рамках системно-деятельностного подхода аргументирована общеметодологическая иерархия образовательных целей профессиональной подготовки в вузе и разработана технологическая модель образовательных целей развития гражданственности обучаемых. Базовым является личностный компонент модели, отражающий лидерский потенциал обучающегося. Социальный компонент представлен умениями реализовывать свои гражданские права и обязанности, интегрированные в гражданские качества, которые структурированы по видам социальной деятельности. К гражданским качествам отнесены следующие: образовательная конкурентоспособность, образовательная мобильность, предприимчивость, трудолюбие, гуманизм, общая культура, толерантность, духовность, законопослушность, политическое самоопределение, патриотизм, общественная активность, информационная культура, экологичность, семейная гармоничность. При этом гражданственность рассматривается как готовность ответственно реализовывать права и выполнять обязанности гражданина страны в процессе социального и профессионального взаимодействия. В качестве основного подхода к развитию гражданственности обучающихся предложен образовательный подход, в рамках которого определены субъекты, которые должны создавать условия для развития студентами своей гражданственности и следующие основные формы образовательной активности обучающихся: индивидуальная активность студентов по развитию своих личностных качеств и овладению необходимыми социальными навыками; организация или участие в подготовке и проведении научно-исследовательских, организационно-воспитательных и социальных мероприятий и проектов; дидактическое взаимодействие в процессе освоения содержания дисциплин учебного плана. В статье представлен опыт реализации технологической модели в практике профессиональной подготовки государственных и муниципальных управленцев.

Об авторе

В. Г. Горб
Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Бирюкова Э. А. Применение гуманитарных технологий в процессе развития гражданственности студентов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2 (40). - С. 23-27.

2. Бодалёв А. А. Нравственность и гражданственность человека - бесценный капитал общества // Человеческий капитал. - 2014. - № 12. - С. 4-6.

3. Гражданин [Электронный ресурс] / Большой юридический словарь. - Режим доступа: https://jurisprudence.academic.ru/1572/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD (дата обращения: 13.05. 2019).

4. Горб В. Г. Гуманистический подход к реализации нового образовательного стандарта для начальной школы // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 85-102.

5. Горб В. Г. Теоретические трудности образовательного стандарта подготовки государственных и муниципальных управленцев // Государственная служба. -2017. - № 2. - С. 58-63.

6. Горб В. Г. Методологические основы технологий конкурса, аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих. - Екатеринбург, 2010. - 88 с.

7. Горб В. Г. Методологические основы проектирования стандартов профессиональной подготовки // Государственная служба. - 2009. - № 3. - С. 39-44.

8. Готовность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru. (дата обращения: 13.05. 2019).

9. Дегтерев В. А., Ларионова И. А. Гражданственность и ее компоненты // Гражданская самореализация личности в современном социуме : мат-лы VI Междунар. Ффорума. - Уральский государственный педагогический университет, 2017. - С.48-59.

10. Деркач А. А., Селезнева Е. В., Михайлов О. В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен : монография. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - 96 с.

11. Еремина И. С. Опыт развития гражданственности у курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД РФ // Российский следователь. - 2011. - № 15. - С. 15-18.

12. Жуков Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход // Образование и наука. - 2000. - № 3. - С.176-180.

13. Столыпин П. А. Мысли о России. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2006. - 128 с.

14. Фан И. Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы. - Екатеринбург : Урал. ин-т управления - филиал РАНХиГС, 2018. - 332 с.

15. Хачикян Е. И., Портнова О. А. Формирование гражданственности в образовательном пространстве высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 97-102.


Для цитирования:


Горб В.Г. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(7):13-21. https://doi.org/10.26170/po19-07-02

For citation:


Gorb V.G. INCREASING THE LEVEL OF CITIZENSHIP AS A PURPOSE OF AN EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-02

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)