Preview

СПЛОШНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕЛЕ В КОНЦЕ 1929 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УРАЛА)

https://doi.org/10.26170/po19-07-01

Полный текст:

Аннотация

В статье на основе данных из федеральных и региональных архивов анализируется государственная политика советско-партийных органов по образованию сети дошкольных учреждений на селе в период сплошной коллективизации на примере Урала. Авторы выявили особенности устройства и финансирования данных учреждений, провели качественную и количественную характеристику дошкольных учреждений, функционирующих в данный период. Доказывается, что складывание сети яслей и детских садов осуществляется в период сплошной коллективизации, а сами дошкольные учреждения становятся одним из базовых элементов крестьянской повседневности. Причем детские ясли изначально организуются непосредственно на полевых станах, в страдную пору, чтобы «высвободить свободные женские руки», а уже затем - при совхозах и при МТС. Особенно ситуация изменилась с конца 1930 г., когда местные органы здравоохранения в директивном порядке стали разрабатывать планы по расширению сети детских учреждений. В результате, только за 1930-1934 гг. число постоянных яслей увеличилось в Уральской области в 25 раз, а количество мест в них - в 28 раз. Однако создаваемые дошкольные учреждения зачастую не были обеспечены материальной базой. Несмотря на все усилия советских органов, привлечения к финансированию детучреждений колхозов и совхозов, материальные трудности, связанные с индустриализацией и коллективизацией, голодом первой половины 1930-х гг., предопределили острую и хроническую необеспеченность и слабое развитие сопровождающей ее инфраструктуры (специализированная мебель для детей, игрушки, медицинское обслуживание и т.д.).

Об авторах

М. В. Попов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. Л. Островкин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Башкирия за пятнадцать лет: экономико-статистический справочник. - М. : Союзоргучет, 1934. - 144 с.

2. Большая советская энциклопедия; 1-е изд. - М., 1958. - Т. 51. - 460 с.

3. Государственный архив Свердловской области.

4. Дошкольное воспитание. - 1931. - № 9.

5. Дошкольное воспитание. - 1934. - № 1.

6. Дошкольное воспитание. -1934. - № 3.

7. Зуйкова Е. М. Быт при социализме. - М. : Изд-во Московского университета, 1977. - 240 с.

8. Известия. - 1932. - 11 октября.

9. Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену: Избр. статьи, речи, письма / предисл. В. С. Дридзо. - М. : Политиздат, 1973. - 304 с.

10. Национальный архив Республики Башкортостан.

11. Объединенный государственный архив Челябинской области.

12. Российский государственный архив социально-политической истории.

13. Удмуртское хозяйство к десятилетию Октябрьской революции. - Ижевск, 1927.

14. Центр документации общественных организаций Свердловской области.

15. Центральный государственный архив Удмуртской республики (далее - ЦГАУР).

16. Чунаков А. В. Коммунистическая партия в борьбе за культурное строительство деревни. 1927-1937 гг. - М. : Высшая школа, 1981. - 144 с.


Для цитирования:


Попов М.В., Островкин Д.Л. СПЛОШНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕЛЕ В КОНЦЕ 1929 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УРАЛА). Педагогическое образование в России. 2019;(7):6-12. https://doi.org/10.26170/po19-07-01

For citation:


Popov M.V., Ostrovkin D.L. COMPLETE COLLECTIVIZATION AND STATE POLICY TO CREATE A NETWORK OF DAY NURSERIES AND PRESCHOOL INSTITUTIONS IN THE COUNTRYSIDE AT THE END OF 1929 - THE FIRST HALF OF THE 1930s (BASED ON MATERIALS FROM THE URALS). Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-07-01

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)