Preview

РОЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

https://doi.org/10.26170/po19-06-21

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме жизнеспособности будущих педагогов физической культуры. Авторами рассматривается роль жизнеспособности будущих педагогов физической культуры в преодолении трудных ситуаций. Цель исследования - выявить половые различия взаимосвязи жизнеспособности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций. Исследование проводилось на выборке студентов заочного отделения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» на факультете физической культуры (n=102). В исследовании нами были использованы методики: опросник «Жизнеспособность личности» (А. А. Нестерова), опросник «Жизнеспособность взрослого человека» (А. В. Махнач), опросник «Преодоление трудных жизненных ситуаций» (В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой). Исследование показало, что у женщин и мужчин преобладает средний уровень показателей жизнеспособности и конструктивные способы преодоления трудных жизненных ситуаций. Нами было установлено, что у мужчин выше эмоциональный контроль, настойчивость, адаптивность. Мужчины более замкнуты при возникновении трудной ситуации. Женщины в большей степени склонны зацикливаться на проблеме, в большей степени демонстрируют жалость к себе, в большей степени обвиняют себя, более агрессивны в проблемной ситуации. Показатели жизнеспособности (активность, эмоциональный контроль, позитивные установки, самоуважение) способствуют конструктивному разрешению трудных ситуаций. Причем у женщин в большей степени способствует разрешению трудностей самоуважение, а у мужчин - активность. У мужчин особое значение жизнеспособность приобретает при использовании контроля над ситуацией и самомотивировании, а у женщин при самоутверждении и поиске социальной поддержки. Исследование показало, что чем ниже показатели жизнеспособности, тем в большей степени испытуемые склонны использовать деструктивные способы разрешения трудных ситуаций. Мужчины склонны замыкаться в себе, а женщины - жалеть себя и обвинять. Результаты исследования вносят вклад в понимание роли жизнеспособности в выборе способов преодоления трудных ситуаций будущими педагогами и могут служить основанием для разработки модели развития жизнеспособности студентов.

Об авторах

Е. А. Шерешкова
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Е. А. Волгуснова
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


О. А. Спицына
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова К. А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 1. - С. 32-43.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. : Ленингр. гос. ун-т, 1968. - 339 с.

3. Галажинский Э. В., Рыльская Е. А. Системно-динамический поход к исследованию жизнеспособности человека // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 338. - С. 169-173.

4. Гурьянова М. П. Сельская школа как базовый институт формирования жизнеспособности развивающейся личности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - М. : Институт психологии РАН, 2016. - С. 193-210.

5. Дамадаева А. С. Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин //Вестник спортивной науки. - 2010. - № 6. - С. 3-6.

6. Еганов А. В., Быков В. С., Романова Л. А., Никифорова С. А., Кокин В. Ю. Влияние занятий спортом на психическое здоровье мужчин //Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-1. - С. 107-110.

7. Зинченко Т. О., Юркова Е. В. Исследование жизнестойкости как характеристики личности студентов-медиков //Человек в условиях неопределенности : сборник научных трудов науч.-практ. конф. с международным участием :в 2-х томах / под общ. и науч. ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. - Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - С. 150-154.

8. Кондратенко О. А. Воспитание жизнеспособности студента вуза: теоретические и методологические аспекты : монография. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2011. - 195 с.

9. Лактионова А. И. «Жизнеспособность» вструктуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - № 3. - С. 11-15.

10. Мазилов В. А., Рыльская Е. А. Психологическое исследование жизнеспособности человека в аспекте коммуникативной методологии // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - С. 192-201.

11. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 4. - С. 5-16.

12. Науменко Ю. В., Патова М. Э. Социально-личностная жизнеспособность подростков: психолого-педагогическая коррекция // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 249-257.

13. Нестерова А. А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 4. - С. 93-108.

14. Ран Н. А., Городничева Е. В. Диагностика жизнестойкости у студентов технического вуза// Человек в условиях неопределенности : сборник научных трудов науч.-практ. конф. с международным участием :в 2-х томах / под общ. и науч. ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. - Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - С. 223-227.

15. Рыльская Е. А. Жизнеспособность икачественно-своеобразное становление жизненного мира человека [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки иобразования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11053 (дата обращения: 22.04.2019).

16. Сараева Н. М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2014. - № 5 (58). - С. 84-89.

17. Совмиз З. Р. Особенности развития личностных копинг-ресурсов спортсменов командных видов спорта // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 20. - С. 168-176.

18. Шварева Е. В. Жизнестойкость как психологическая характеристика участников современной образовательной среды// Педагогическое образование вРоссии. - 2011. - № 4. - С. 180-185.

19. Hellerstein D. Heal Your Brain: How the New Neuropsychiatry Can Help You Go from Better to Well. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2011. - P. 304.

20. Herrman H., Stewart D. E, Diaz-Granados N., Berger E. L. What Is Resilience? // Canadian journal of psychiatry. Revue canadienne de psychiatrie. -2011. - № 56(5). - P. 58-65. - DOI: 10.1177/070674371105600504.

21. Kidd J. M. Understanding career counselling: theory, research and practice. - London : Sage, 2006.

22. Masten A. S., Reed M. J. Resilience in development// C. R. Synder, S. J. Lopez (Eds.). Handbook of Positive Psychology. - Oxford : Oxford University Press, 2002. - P. 74-88.

23. Richman J. M., Fraser M. W. Resilience in childhood: The role of risk and protection // J. M. Richman, M. W. Fraser (Eds.). The context of youth violence: Resilience, risk and protection. - London : Praeger, 2001. - P. 1-12.


Для цитирования:


Шерешкова Е.А., Волгуснова Е.А., Спицына О.А. РОЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):151-159. https://doi.org/10.26170/po19-06-21

For citation:


Shereshkova E.A., Volgusnova E.A., Spitsyna O.A. ROLE OF RESILIENCE RESILIENCE IN OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS IN FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):151-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-21

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)