Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка

https://doi.org/10.26170/po19-06-20

Полный текст:

Аннотация

В статье описана программа раннего психологического вмешательства в домах ребенка г. Санкт-Петербурга, приведены результаты апробации, имеющие положительный эффект психического развития детей. Обсуждается реформирование домов ребенка и необходимость раннего психологического вмешательства, заключающееся в обучении исупервизии сотрудников и структурных изменениях дома ребенка. Раскрываются приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся вдоме ребенка. Приведены результаты и анализ исследования эффективности программы психолого-педагогического сопровождения психического развития детей набазе ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка» г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в 2016-2018 гг., выборку составили 126 детей, средний возраст 1 год 9 месяцев. Исследование включало первичную иитоговую диагностику психического развития детей, реализацию программы. Целью программы являлось: создание психолого-педагогических условий для активизации психических процессов детей в условиях дома ребенка. Выделены основные направления работы педагога-психолога: взаимодействие спедагогическим коллективом (информирование, профилактика, консультирование, проведение практических семинаров, лекций); взаимодействие с детьми (диагностика в начале и в конце учебного года, коррекционно-развивающие занятия, экспертиза - психолого-медико-педагогический консилиум, оформление заключений об уровне развития и разработка рекомендаций); сотрудничество с администрацией дома ребенка и родителями или законными представителями детей (консультирование). Полученные статистические данные подтверждают гипотезу о том, что психическому развитию детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка способствует психолого-педагогическое сопровождение, которое включает программу раннего психологического вмешательства: формирование сенсорных эталонов, развитие устойчивости и концентрации внимания, развитие тонкой и общей моторики, развитие активного ипассивного словарного запаса, развитие мыслительных процессов, развитие игровой деятельности. Предложенная программа имеет высокую практическую значимость и может быть реализована в различных сиротских учреждениях для детей младенческого и раннего возраста.

Об авторе

М. В. Санникова
ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка», психоневрологическое отделение № 1
Россия


Список литературы

1. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 18-27.

2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.

3. Мухамедрахимов Р. Ж., Пальмов О. И., Никифорова Н. В., Гроарк К., МакКолл Р. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 44-53.

4. Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. - 2008. - № 2. - С. 37-44.

5. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Эксмо, 2013. - 208 с.

6. Санникова М. В. Критерии психолого-педагогической диагностики детей согласно ФГОС // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : мат-лы ХLV Междунар. практ. конф. - Новосибирск, 2015. - С. 14-19.

7. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. - СПб. : Речь, 2005. - 384 с.

8. Серебрякова Н. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. - СПб. : Каро, 2005. - 112 с.

9. Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. - М. : Просвещение, 2005. - 164 с.

10. Чернего Д. И. Особенности психического развития недоношенных детей в домах ребенка : дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2015. - 141 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт. - М. :Сфера, 2017. - 96 с.

12. Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of attachment in St. Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 2010. - Vol. 15 (3). - P. 355-362.

13. Groark C., McCall R. B., Fish L. Characteristics of environments, caregivers, and children in three Central American orphanages // Infant Mental Health Journal.- 2011. - Vol. 32 (2). - P. 232-250.

14. Groark C. J., Muhamedrahimov R. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., McCall R. B. Improvements in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors //Infant Mental Health Journal.- 2005. - Vol. 26 (2). - P. 96-109.

15. The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team Characteristics of children, caregivers, and orphanages for young children in St. Petersburg, Russian Federation // Journal of Applied Developmental Psychology: Special Issue on Child Abandonment. - 2005. - Vol. 26. - P. 477-506.


Для цитирования:


Санникова М.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Педагогическое образование в России. 2019;(6):144-150. https://doi.org/10.26170/po19-06-20

For citation:


Sannikova M.V. PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO INFANTS AND TODDLERS RAISED IN CHILDREN’S HOMES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):144-150. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-20

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)