Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

https://doi.org/10.26170/po19-06-19

Полный текст:

Аннотация

В статье актуализируется проблема исключения интеллекта из структуры личности, традиционно выпадающая из поля зрения отечественных и зарубежных авторов. Подчеркивается, что в современных условиях когнитивные и личностные особенности в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности. Целью исследования выступает определение диагностического потенциала типологического опросника MBTI, в частности, его прогностических возможностей относительно успешности интеллектуальной деятельности. Методологической основой является теория Майерс-Бриггс. Основные анализируемые показатели: академическая успеваемость, уровень IQ с учетом составляющих компонентов, психологический тип личности. На примере студенческой выборки описана частота встречаемости разных типов личности, а также выявлены специфические для некоторых типов взаимосвязи между интеллектом и академической успеваемостью. Научная новизна связана с получением эмпирического подтверждения взаимосвязи когнитивных и личностных особенностей функционирования психики в условиях учебно-профессиональной деятельности. Обращается внимание на соотношение общих и свойственных каждому типу механизмов достижения успехов в обучении. Полученные результаты важно учитывать при построении образовательной траектории студентов, с учетом их индивидуальности. Делается вывод о необходимости полномасштабного исследования, позволяющего выявить когнитивно-личностные особенности всех типов на репрезентативной выборке.

Об авторах

Е. С. Легостаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. С. Чаликова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


В. А. Архипова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Абельская Е. Ф. Типоведенческое исследование психического склада личности : дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 206 с.

2. Архипова В. А.,Чаликова О. С. Взаимосвязь показателей интеллекта студентов со шкалами MBTI // Личность в норме и патологии : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20-21 апреля 2017 г.). - Челябинск : Печатный двор, 2017. - C. 24-25.

3. Батурин Н. А., Курганский Н. А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). - СПб., 2003. - 19 с.

4. Бриггс Майерс И., Бриггс Майерс П. M14 MBTI: определение типов. У каждого свой дар / пер. с англ. ООО «Пароль». - М. : КарьераПресс, 2014. - 320 с.

5. Иванова Е. С. Когнитивные ошибки слушателей курсов дополнительно профессионального образования по профайлингу // Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики [Электронный ресурс] : коллективная монография / Н. С.Белоусова [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - С. 121-134.

6. Иванова Е. С., Ратникова Е. М., Томилов Е. В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. - М. : Центр научной мысли, 2015. - С. 42-47.

7. Костюк И. Ю. Исследование когнитивных предпосылок успешности учебной деятельности представителей различных типов MBTI : магистер. дис. - Екатеринбург, 2014. - 286 с.

8. Костюк И. Ю. Особенности интеллекта у представителей различных типов MBTI // Психологический вестник Уральского федерального университета. - 2013. - Вып. 10 -С. 265-269.

9. Куэкн Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации / пер. с англ. ООО «Пароль». - М. : Бизнес Психологи, 2010. - 256 с.

10. Легостаева Е. С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике :монография. Часть IV / научный ред. д-р пед. наук, проф. С. П. Акутина. - М. : Перо, 2018. - С. 53-72.

11. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986. - 254 с.

12. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 608 с.

13. Чаликова О. С. Исследование профессионального мышления студентов-психологов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемыобразования, наукиикультуры.- 2018. - Т. 24. - № 2 (174). - С. 90-97.

14. Lawrence G. People types and tiger stripes (4th ed.). - Gainesville, FL : Center for Applications of Psychological Type, 2009.

15. Schaubhut N. A. & Thomson R. C. MBTI type tables for occupations. - MountainView, CA : CPP, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Легостаева Е.С., Чаликова О.С., Архипова В.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):138-143. https://doi.org/10.26170/po19-06-19

For citation:


Legostayeva E.S., Chalikova O.S., Arkhipova V.A. INTERRELATION OF INTELLIGENCE FEATURES AND ACADEMIC PROGRESS AT STUDENTS OF DIFFERENT PSYCHOLOGICAL TYPES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):138-143. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-19

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)