Preview

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

https://doi.org/10.26170/po19-06-17

Полный текст:

Аннотация

В статье дается характеристика эмоционально-волевой готовности детей как интегративного компонента школьной готовности; предлагается оценочная шкала, позволяющая определить уровень ее сформированности. Готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности. На основе анализа научных трудов ведущих специалистов в области подготовки детей к школьному обучению (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Запорожец, Н. А. Цыркун, Д. Б. Эльконин и др.) выделены следующие взаимосвязанные компоненты школьной готовности: физиологический, интеллектуальный, речевой, коммуникативный, мотивационный, социальный, личностный, эмоциональный и волевой. Учитывая тесную взаимосвязь и общие пути формирования волевой и эмоциональной готовности, автор делает вывод о необходимости выделения интегративного эмоционально-волевого компонента, который, в свою очередь, является частью более сложного явления - школьной готовности, имеющей также интегративный характер. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению определяется как сформированная на высоком уровне произвольная регуляция поведения и эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации при качественном овладении новой деятельностью, в которой уясняются мотивы, определяются цели и мобилизуются усилия для их достижения. Автор подчеркивает, что эмоционально-волевая готовность успешно формируется, если в старшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с новой для него учебной деятельностью посредством вовлечения в игру. В качестве основных критериев эмоционально-волевой готовности выделяются способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости; произвольность психических процессов; выраженность волевого поведения; мотивированность на достижение цели; ориентированность на заданную систему требований; способность к самоорганизации; адекватность самооценки и отношение к оценке. Автором разработана и представлена в тексте статьи оценочная шкала, включающая критерии и показатели эмоционально-волевой готовности, а также предлагаемый для проведения диагностических процедур инструментарий.

Об авторе

Е. В. Гараева
Уральский государственный педагогический университет; Центр развития гармоничной личности «Эрудит»
Россия


Список литературы

1. Алиева Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1994. - 238 с.

2. Безрукова В. С. Проективная педагогика [Электронный ресурс]. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249-1.shtml (дата обращения: 26.03.2019).

3. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Знание, 1994. - 189 с.

4. Верхотурова Ю. А., Гараева Е. В. Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 82-87.

5. Выготский Л. С. Детская психология. - М. : Педагогика,1984. - Т. 4. - 432 с.

6. Гамезо М. В. Словарь по педагогической психологии. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М. : Академический проект, 2000. -180 с.

8. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. - М. :Педагогика, 1980. - 208 с.

9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. : Педагогика, 1991. - 152 с.

10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 185 с.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Просвещение, 1977. - 364 с.

12. Молодцова Т. Д. Факторы, способствующие появлению школьнойдезадаптации // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4. - С. 417-418.

13. Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб. :Стройлеспечать, 1996. - 124 с.

14. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. - Минск : Народная асвета, 1991. - 112 с.

15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Воронеж : НПО Модек, 1995. - 438 с.

16. Ясюкова Л. А. Методы определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: комплект для общеобразовательных школ и гимназий. - СПб. :Иматон, 1999.


Для цитирования:


Гараева Е.В. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):125-130. https://doi.org/10.26170/po19-06-17

For citation:


Garaeva E.V. EMOTIONAL-VOLITIONAL READINESS AS INTEGRATIVE COMPONENT OF READINESS CHILDREN TO SCHOOL TRAINING. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):125-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-17

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)