Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА: ХОРОВАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-06-12

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы поиска путей развития хорового исполнительства в условиях современной культурно-образовательной среды. Целью представленных в публикации материалов является актуализация обращения к хоровой театрализации как эффективному средству пробуждения и развития интереса учащейся молодежи к коллективной певческой деятельности. Анализируются понятие «хоровая театрализация» и значимые аспекты привлечения молодежи к хоровому исполнительству. В качестве приоритетного определяется опора на следующие составляющие коллективной музыкально-творческой деятельности: перцептивную (особенности музыкального восприятия, сопереживания, осмысления музыкальной информации, ее смыслового и эмоционального наполнения); коммуникативную (диалог между исполнителями и авторами музыкального произведения, хормейстером и певцами хора, участниками хорового коллектива, исполнительским коллективом и слушательской аудиторией); интерактивную (творческое взаимодействие между всеми участниками художественно-творческого процесса). Хоровая театрализация рассматривается в русле характерных тенденций в развитии современного музыкального исполнительства, музыкального образования, среди которых выделяется полихудожественный подход к организации музыкальной деятельности. Хоровая театрализация анализируется как вид, форма коллективной художественно-творческой, музыкальной деятельности, средство музыкального исполнения и музыкального воспитания . Разбираются два основных направления хоровой театрализации (театрализация изобразительная и персонифицированная) и требования к руководителю-хормейстеру и певцам хора. Констатируется недостаточная подготовленность учителей музыки и педагогов дополнительного образования к включению хоровой театрализации в музыкально-образовательный процесс и концертно-исполнительскую практику. Обосновывается необходимость более активного включения в содержание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов разделов, ориентирующих на практическое внедрение элементов театрализации в музыкально-образовательный процесс.

Об авторах

Л. Н. Пичугина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. С. Богданова
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Россия


Список литературы

1. Ануфриева Э. Б. Активизация эмоциональной отзывчивости студентов-бакалавров педагогического вуза в процессе дирижерской подготовки //Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов - бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб.науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 9-15.

2. Бекетова Н. В. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре : автореф.дис.. канд. иск. наук. - Ростов н/Д.,2008.

3. Благов Ю. В. Методика формирования поликультурной компетенции у студентов музыкальных колледжей на основе интеграции учебных дисциплин (иностранный язык, литература, музыкальная литература // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 6-10.

4. Киреева Н. Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты [Электронный ресурс]. - М., 2010. - Режим доступа: http//dissertation.com.ru.

5. Кураленко Е. М. Мысли о Мастере. К 100-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского // Музыка в школе. - 2004. - № 6. - С. 9-13.

6. Матвеева Л. В., Котюнина Н. Ю. Метод художественного контекста в приобщении школьниковк академической музыке на уроках музыкальной литературы // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : Всерос.(с междунар.участием) сб. науч. трудов/ Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 57-67.

7. Мун Л. Н. Синтез искусств в художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2008. - № 4. - Режим доступа: http//www.art-education.ru.

8. Мун Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http//www. art-education.ru.

9. Пичугина Л. Н., Богданова Т. С. Коммуникативный потенциал занятий вокально-хоровым исполнительством //Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : Всерос. (с междунар.участием) сб. науч. трудов/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 84-91.

10. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры :монография. - Н. Новгород : ННГУ, 1994. - 220 с.

11. Супруненко Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже ХХ-ХХI веков [Электронный ресурс] : автореф. дис.. канд. иск. наук. - Н. Новгород,2012. - Режим доступа:https: //revolution.albest.ru/music/00896956_ 0.html.

12. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2005. - № 12. - С. 91-94.

13. Тагильцева Н. Г Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 1. - С. 17-20.

14. Толстой Л. Н Что такое искусство. РВБ: Л. Н. Толстой [Электронный ресурс] / Собр. соч. в 22 т.- Режим доступа: http: rvb.ru/Tolstoy/vol_15/01text/0327.htm.

15. Юсов Б. П. Интеграция искусств в полихудожесвенном развитии школьников// Педагогика искусства. В творческом поиске : мат-лы всерос. совещания-семинара (г. Самара, 3-6 дек.1996 г.).- М. : Самара : ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. - С. 28.


Для цитирования:


Пичугина Л.Н., Богданова Т.С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА: ХОРОВАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):95-101. https://doi.org/10.26170/po19-06-12

For citation:


Pichugina L.N., Bogdanova T.S. CURRENT PROBLEMS OF MODERN CHOICE EXECUTION: CHOICE THEATRALIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):95-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-12

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)