Preview

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-06-09

Полный текст:

Аннотация

Предметом статьи является рассмотрение проблемы воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны на основе ее приобщения к искусству родного края. В современной педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе освоения социокультурного пространства региона и недооценкой педагогического потенциала регионального искусства в воспитательной работе с обучающимися. Наблюдается оторванность изучаемых в школе предметов художественно-эстетического цикла от знакомства детей со своеобразием своего региона, его искусства, с талантливыми представителями его культуры. Цель данной статьи - раскрыть педагогический потенциал регионального искусства в воспитательной работе начальной школы. В качестве ведущего принципа приобщения младших школьников к художественному многообразию Уральского региона рассматривается принцип художественной доминанты - выделения в комплексе искусств доминирующего искусства, образы которого в практической деятельности обучающихся обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств. В качестве художественной доминанты предлагается декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов, а также открывающего широкие возможности вовлечения младших школьников в разнообразную творческую деятельность. Анализируются возможности декоративно-прикладного искусства уральской традиции в решении задач в воспитательной работе с младшими школьниками: стимулирование интереса к искусству своего региона, формирование ценностного отношения к народному творчеству, развитие толерантного восприятия различий в культуре разных народов, населяющих Урал. Уделяется внимание аспекту сотрудничества с родителями обучающихся - представителями разных национальностей - для знакомства детей с разными национальными традициями, воспитания межнациональной толерантности. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме воспитания личности, укорененной в национальной культуре, на основе приобщения к искусству родного края. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основных содержательных направлений программы факультативных занятий, связанных с приобщением обучающихся к искусству родного края: практическое освоение особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций (воспитание у школьников культурной идентификации со своим народом, нахождение точек соприкосновения и общности разных национальных культур, составляющих социокультурное пространство Уральского региона); знакомство с декоративно-прикладным искусством горнозаводского периода истории Урала на практических занятиях в музее (мотивация школьников к созданию самобытной предметно-пространственной среды в жизни своей семьи, в школьном укладе); вовлечение школьников в создание выставочных художественных изделий на основе интерпретации уральской этнической и горнозаводской художественной семантики (осознание школьниками своей миссии в сохранении и развитии уникальных национально-культурных традиций, развитие личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: спроектированная программа факультативных занятий реализует задачу вовлечения младших школьников в декоративно-прикладное творчество на основе традиций своего региона, способствует осознанию обучающимися своих национальных корней и пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края, служит стимулом для дальнейшего освоения школьниками социокультурного пространства своего региона.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. А. Медведева
Уральский государственный лесотехнический университет
Россия


Список литературы

1. Гафарова Л. М. Приобщение детей к эколого-эстетическим ценностям на основе интеграции русского и башкирского фольклора : монография. - Уфа : Изд-во БИРО, 2007. - 209 с.

2. Данилюк А. Я.,Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

3. Зайнагов А. Р.,Куприна Н. Г. Воспитание у подрастающего поколения межнациональной толерантности на основе традиционной культуры народов Урала // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2009. - № 3 (60). - С. 96-106.

4. Командышко Е. Ф.,Седова Л. И. Интеграция художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в развитии духовной культуры подрастающего поколения // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования :сб. науч. трудов по мат-лам ХVII Междун. науч.-практ. конф. «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» 31 октября 2016 г. / гл. ред. Л. Г. Савенкова. - М. : ИХОиК РАО, 2017. - С. 38-45.

5. Куприна Н. Г.,Оганесян Э. Д. Методы актуализации личностного опыта детей в восприятии картины на практических занятиях в музее изобразительного искусства // Образовательные стратегии социкультурного пространства региона : сб. науч. статей :мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 сентября, Москва) / ред.-сост. Е. Ф. Командышко. - М. : ИХОиК РАО, 2019. - С. 69-76.

6. Максяшин А. С. Традиция и ее место в современной художественной культуре // О проблемах сохранения и преемственности традиций народного искусства на Среднем Урале : сб. статей / Министерство культуры Свердловской области; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; сост., ред. М. М. Павлова. -Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2012. -С. 84-92.

7. Мурзина И. А. Художественная культура Урала : учеб. пособие. - Екатеринбург, 2006. - 102 с.

8. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

9. Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. - Екатеринбург : Сократ, 2006. - 64 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.09.2015).

11. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

12. Уткин П. И.,Королева Н. С. Народные художественные промыслы. - М. : Высшая школа, 2009. - 159 с.

13. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции. - М. : Альтекс, 2012. - 348 с.

14. Шемягина О. Н. Роль народного искусства впроцессе патриотического воспитания// Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема : сб. науч. тр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. - С. 92-98.

15. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс] // Виды искусства и их взаимодействие. - М., 2001.- Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s25671t1.html (дата обращения: 12.01.2018).


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Медведева А.А. ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):77-83. https://doi.org/10.26170/po19-06-09

For citation:


Kuprina N.G., Medvedeva A.A. ACQUISITION OF YOUNGER SCHOOLBOYS TO THE ART OF THE URAL REGION IN EXTENSIVE ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):77-83. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-09

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)