Preview

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Проблема развития информационной компетентности учителя сегодня актуальна в связи с необходимостью реализации задач в подготовке учителя в современных условиях, способного эффективно осуществлять педагогическую деятельность в новом информационном обществе, именуемом «смарт-обществом»; а также недостаточной разработкой вопроса развития информационной компетентности педагога. Государственная политика Российской Федерации в сфере образования в качестве приоритетной задачи ставит подготовку кадров, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Развитие информационной компетентности учителя является также актуальным в связи с введением профессионального стандарта педагога, в котором ИКТ-компетентность представлена триадой: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями. В статье говорится о значимости дополнительного профессионального образования в развитии информационной компетентности педагогов в виде дополнительных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В качестве единых требований к ИКТ-компетентности учителей выступает документ «Структура ИКТ-компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО». Рассматриваются результаты анкетирования на основе разработанного теста Институтом ЮНЕСКО по выявлению уровня владения информационной компетентностью учителями. Анализ результатов данного исследования позволяет сделать вывод о необходимости повышения имеющегося уровня владения ИКТ-компетентностью у педагогов. В статье проведен анализ диссертационных исследований, научных статей относительно изучения вопроса развития информационной компетентности учителя. Выявлены противоречия, которые позволяют сформулировать тему исследования: «Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования».

Об авторе

О. В. Бугрова
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
Россия


Список литературы

1. Бугрова О. В. О готовности учителя к квалифицированному набору математического текста: результаты теоретико-эмпирического исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Самара : НП ОДПО «ИНПО», 2017. - С. 31-35.

2. Волкова Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 412-415.

3. Гончарова Н. Ю., Тимошенко А. И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionno-kommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatel-professionalizma-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.11.2017).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 22.11.17).

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/05/28/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 22.11.17).

6. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2010. - № 7 (75). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentnosti-uchitelya-rossiyskoy-shkoly (дата обращения: 22.11.17).

7. Новая ИКТ компетентность учителей [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ. - 2014. - Вып. 9. - Режим доступа: http://gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf (дата обращения: 22.11.17).

8. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование : монография. - Новосибирск, 2006. - 253 с.

9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7 M0.pdf (дата обращения: 22.11.17).

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - Федеральный вып. 6261 (285). - Режим доступа: https://rg.ru/ 2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 22.11.17).

11. Рыжикова А. М. Структура формирования информационной компетентности учителя // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3 (10).

12. Сидорова Е. В. Развитие информационной компетентности учителя как условие эффективного решения профессиональных задач : автореф. дис. … канд. пед. наук - СПб., 2006. - 24 с.

13. Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 6-15.

14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 22.11.17).

15. Структура ИКТ компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // UNESCO. - Paris, 2011. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 22.11.17).

16. Темербекова А. А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. … докт. пед. наук. - М., 2009. - 40 с.

17. Тихомирова Н. В. «Умные» кадры для смарт-города [Электронный ресурс] // Информационное общество. - 2012. - Вып. 6. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/6e891c523150 e17e44257b240047becd (дата обращения: 22.11.2017).


Для цитирования:


Бугрова О.В. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(1):166-170.

For citation:


Bugrova O.V. TEACHERS' INFORMATION COMPETENCE DEVELOPMENT IN TERMS OF COMPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION: PROSPECTS FOR RESEARCH. Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):166-170. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)