Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ОВЛАДЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.26170/po19-06-08

Полный текст:

Аннотация

Статье раскрываются некоторые особенности речевого развития иноязычных обучающихся в процессе изучения русского языка. На основе изучения нормативно-правовых документов, регулирующих обучение детей-мигрантов, определены направления, которые должны быть учтены при определении содержания образовательной программы обучения в ДОУ и начальной школе. При этом сам процесс русскоязычного образования обучающихся-мигрантов должен основываться на системном принципе, поскольку в основе обучения лежит общий коммуникативно-когнитивный, деятельностный и личностноориентированный подход. Более подробно раскрыта работа над словарем дошкольника и младшего школьника, поскольку лексика выступает основой овладения любым языком, в том числе и овладения иноязычными обучающимися русским языком. Определяющим направлением в этой работе, начиная с дошкольного возраста, является обогащение словаря новыми словами, семантизация слов в речи детей-мигрантов. Авторы выделяют две группы приемов объяснения значений слов: 1) наглядная семантизация; 2) языковая семантизация. При введении любого слова в лексикон обучающегося-мигранта авторами учитываются стадии семантизации нового слова: 1) восприятие слова в процессе его функционирования; 2) осознание значения слова; 3) имитация слова; 4) самостоятельное называние словом объектов или явлений действительности; 5) включение слова в новые системные связи в соответствии с коммуникативным заданием; 6) употребление слова для осуществления различных видов речевой деятельности. Описывая особенности изучения русского языка иноязычными обучающимися младшего школьного возраста, авторы отмечают необходимость комплексного изучения лексического и грамматического материала. Отбор лексики следует производить, используя не только лексико-семантические, но и лексико-грамматические варианты. Авторы приходят к выводу, что при систематическом изучении программного материала по русскому языку в начальной школе необходимо отказываться от традиционного приема объяснения слова путем перевода на родной язык и все больше использовать прием включения нового слова в контекст.

Об авторах

А. А. Краева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Е. Привалова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие для препод. и студ. - М. : Изд-во РУДН, 2007.- 185 с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.

3. Вайнрайх У. Языковые контакты. - Киев : Наукова думка, 1979. - 260 с.

4. Дронов В. В., Ремизова С. Ю. Мамины сказки. Добуквенное пособие для обучения детей русскому языку. - 2-е изд., стереотип. - М. : Русский язык. Курсы, 2005. - 96 с.

5. Жлуктенко А. П. Лингвистические аспекты двуязычия. - Киев, 1974. - 174 с.

6. Закирьянов К. З. Двуязычие и интерференция. - Уфа, 1984. - 80 с.

7. Краева А. А. Лексическая работа при обучении русскому языку детей мигрантов в условиях поликультурного образования// Филологическое образование в период детства: ежегодник / Урал.гос.пед. ун-т; отв. ред. Е. Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2015. - С. 110-114.

8. Краева А. А. Особенности организации обучения русскому языку в начальной школе иноязычных обучающихся // Филологическое образование в период детства: ежегодник / Урал.гос.пед.ун-т; отв. ред. Е. Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2019. - С. 87-93.

9. Крючкова Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному :учеб. пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ/ Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. - М.,2009. - 480 с.

10. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах нерусских школ с родным языком обучения : пособие для учителя / Г. А. Анисимов, С. Д. Ашурова, Г. Г. Буржунов [и др.] ; под ред. Н. Б. Экбы. - СПб. : Просвещение, 1995. - 224 с.

11. Методические рекомендации по организации работы с детьми-мигрантами в муниципальном образовательном учреждении Чкаловского района г. Екатеринбурга : мат-лы Августовской конф. руководящих и педагогических работников системы образования г. Екатеринбурга. - Екатеринбург : Екатеринбургский Дом учителя, 2005. - С. 105-116.

12. Привалова С. Е., Алексеева З. В. Уточнение представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства : ежегодник / Урал.гос.пед.ун-т; отв. ред. Е. Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2018. - С. 36-43.

13. Привалова С. Е. Фонетические особенности речевого развития дошкольников в условиях двуязычия // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 60-64.

14. Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.05.1999 г. № 682/11-12 // Вестник образования. - 1999. - № 9. - С. 69-73.

15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 288 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

17. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.


Для цитирования:


Краева А.А., Привалова С.Е. ОВЛАДЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. Педагогическое образование в России. 2019;(6):70-76. https://doi.org/10.26170/po19-06-08

For citation:


Kraeva A.A., Privalova S.E. MASTERING BY STUDENTS OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE VOCABULARY IN THE PROCESS OF STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-08

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)