Preview

ОБРАЗ РОССИИ В БОЛГАРСКИХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. ЧАСТЬ 1: НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

https://doi.org/10.26170/po19-06-07

Полный текст:

Аннотация

В статье поднимается вопрос о формировании образа России в зарубежных учебниках русского языка как иностранного. Подчеркивается первостепенное значение учебных материалов по русскому языку для создания системы знаний и представлений о России у иностранных школьников среднего звена, изучающих русский язык за пределами Российской Федерации. Отмечаются тенденции к освещению российской действительности (редукционистская - холистическая, бикультурная - поликультурная и др.) в зарубежных учебниках русского языка как иностранного. На примере комплекса учебников по русскому языку «Матрёшка» для 5, 6, 7 классов болгарских школ отмечаются основные стратегии, методы и приемы презентации положительного - полномасштабного, многогранного, полифоничного - образа России как страны, нацеленной на сохранение традиций - с одной стороны, и развитие, усвоение инноваций - с другой стороны, стремящейся совершенствовать разные стороны человеческой жизни, готовой к развитию социального и научно-технического прогресса и - главное - к межнациональному диалогу и продуктивному межкультурному взаимодействию. (Данная статья, резюмирующая анализ учебников по русскому языку как иностранному для болгарских школьников среднего звена, представляет собой первую часть исследования, его вторая часть будет посвящена анализу учеников по РКИ болгарских авторов для старшеклассников и учащихся колледжей.) Попутно в статье отмечаются важнейшие требования, предъявляемые к современным учебникам по русскому языку для иностранцев, и предлагаются некоторые рекомендации методологического характера авторам-составителям учебно-методических материалов по русскому языку как иностранному.

Об авторе

Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ардатова Е. В. Образ России в современных учебниках по русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: гуманитарные науки» - 2015. - № 3. - Режим доступа : www.apriorijournal.ru.

2. Ардатова Е. В. Продвижение позитивного образа страны в современных учебниках по русскому языку для иностранцев как составляющая «мягкой силы» России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7-1. - С 222-226.

3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М. : Русский язык, 1990.- С. 246. -(Библиотека преподавателя русского языка как иностранного).

4. Веснина Л. Е., Кирилова И. В. Образ России в китайских учебниках по РКИ: аксиологический аспект // Филологический класс. - 2019. - № 1.-C. 83-88.

5. Деянова-Атанасова А. Д., Радкова А. Д., Грозданова Х. А. Руски език за 6 клас. Матрёшка. - София : Просвета - София, 2016. - 158 с.

6. Дзюба Е. В. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие. - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2018. - 280 с.

7. Дзюба Е. В. Стратегии презентации образа России // Филологический класс. - 2019. - № 1. - С. 75-82.

8. Ларина Т. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции через обучение национальному стилю коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языка и методика их преподавания. - 2009. - № 4. - С. 64-72.

9. Милич Й., Русанова Н. В. Учебник для иностранных обучающихся как средство формирования имиджа страны // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. - 2017. - № 2. - С. 29-35.

10. Милославская С. К. Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа России. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 400 с.

11. Милославская С. К. Учебник русского языка как иностранного - уникальное средство формирования образа России в мире: к теоретическому обоснованию лингвопедагогической имагологии // Вестник РУДН. Серия:Вопросы образования: языки и специальность. -2008. - № 4. - С. 10-15.

12. Молчановский В. Учебник русского языка как иностранного в ряду средств формирования образа России // Русское слово - инструмент создания образа России за рубежом (материалы круглого стола) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/uchebnik-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-ryadu-sredstv-formirovaniya-obraza-rossii.

13. Панова Л. В., Харитонова О. В. Учебник для преподавания русского языка как иностранного как элемент лингводидактического дискурса преподавателя-русиста [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 6. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/82PDMN616.pdf.

14. Радкова А. Д., Деянова-Атанасова А. Д., Чубарова О. Е. Руски език за 6 клас. Матрешка. - София : Просвета - София, 2017. - 150 с.

15. Радкова А. Д., Деянова-Атанасова А. Д., Нечаева Н. Н. Руски език за 7 клас. Матрёшка. - София : Просвета - София, 2018. - 150 с.

16. Харитонова О. В., Панова Л. В. Роль страноведческих материалов в контексте социокультурного подхода к обучению русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 6. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN617.pdf.


Для цитирования:


Дзюба Е.В. ОБРАЗ РОССИИ В БОЛГАРСКИХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. ЧАСТЬ 1: НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Педагогическое образование в России. 2019;(6):58-69. https://doi.org/10.26170/po19-06-07

For citation:


Dziuba E.V. IMAGE OF RUSSIA IN BULGARIAN TEXTBOOKS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. PART 1: BASED ON MIDDLE SCHOOL TEXTBOOKS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):58-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-07

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)