Preview

К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po19-06-06

Полный текст:

Аннотация

Обычно творческая деятельность рассматривается в качестве многокомпонентого процесса, направленного на создание новых, иных реальностей и ценностей объединяющего объективное и субъективное, личностное, а также как особая форма самовыражения внутреннего мира индивида. Однако применительно к детскому возрасту не все из вышеперечисленных характеристик оказываются актуальными. Очевидно, что художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста изначально не ориентирована на общественно-историческое признание. Все, что делает ребенок, имеет субъектно-ориентированное, а не социальное значение, и актуально, прежде всего, для него самого. Значимость творческих занятий определяется индивидуально переживаемыми ребенком чувствами и эмоциями. Л. С. Выготский обозначил этот аспект как «закон реального чувства в деятельности фантазии». Нами был проведено исследование, которое продемонстрировало прямую зависимость включения детей дошкольного возраста от переживаемых ими эмоций: от избегания участия в художественно-творческой деятельности или избирательного участия в ней до подражательного или активного творческого включения в процесс. Исследование показало, что переживаемые дошкольниками чувства доминировали над ожидаемой социальной оценкой. Однако большинство примерных образовательных программ для дошкольных образовательных организаций ориентированы именно на социальный аспект художественно-творческой деятельности детей. Обращение к творческой деятельности преимущественно рассматривается в качестве инструмента когнитивной (узнать о…) и поведенческой (научиться использовать, научиться изготавливать) составляющих. При этом эмоциональная сторона процесса оказывается вторичной, тогда как для самих детей именно она является определяющей. Стоит уточнить, что применительно к дошкольному возрасту привычная триада задач: обучающая-развивающая-воспитывающая, - меняет свою очередность. Для детского возраста приоритет можно и нужно отдавать эмоциональной и развивающей задачам. Порядок этих функций будет меняться в процессе взросления субъекта. Но все же стоит закрепить за детским возрастом приоритет художественно-творческой деятельности в ее богатой, эмоциональной составляющей, столь значимой для развития ребенка.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. Л. Кусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.- М. : Юрайт, 2018.- 119 с.

2. Выготский Л. С. Психология. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.].- СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 321 с

4. Зись А. Я. В поисках художественного смысла. - М. : Искусство, 1991. - 348 с.

5. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М. : Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

6. Коротаева Е. В., Кусова М. Л Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11 - С. 48-53.

7. Мартемьянова А. А., Седова И. Г. Развитие творческих способностей у дошкольников на занятиях изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 12-9. - С. 62-64.

8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребенке. - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.

9. Микляева Н. Формирование мотивации творчества на основе техник рисования // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 10. - С. 37-50.

10. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 52-63.

11. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Национальное образование, 2015. - 368 с.

12. Суконникова О. А. Методика развития творческих способностей дошкольников на занятиях по декоративно-прикладному творчеству [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://pandia.ru/text/78/ 626/49284.php(дата обращения: 21.11.2018).

13. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 12. - С. 91-94

14. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М. : Учпедгиз, 1956. - 91 с.

15. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2002. - 283 с.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Кусова М.Л. К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2019;(6):52-57. https://doi.org/10.26170/po19-06-06

For citation:


Korotayeva E.V., Kusova M.L. TO STUDYING OF ART AND CREATIVE ACTIVITY PRESCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):52-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-06

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)