Preview

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26170/po19-06-05

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных инструментов оценки сформированности профессиональноориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Модернизация образования в новых условиях требует от руководителей образовательных организаций разных уровней соответствующих управленческих умений. Проблема исследования: каковы критерии, показатели и оценочные средства для диагностики сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций, формируемые в условиях вузовской подготовки? Исследование нацелено на решение данной научной проблемы. Анализируя требования к современному руководителю образования, передовые практики управления образовательными организациями и процесс подготовки будущих руководителей образования в вузе, автор выделяет ряд противоречий (дефицитов) и на их основе формулирует управленческие умения, формирование которых необходимо для повышения эффективности подготовки будущих руководителей образовательных организаций. В статье проанализирован и уточнен терминологический аппарат педагогической диагностики, определены задачи, на решение которых направлена диагностика, сформированы основные этапы проведения диагностики. Кроме того, выявлены основания для определения критериев и показателей. Для формирования управленческих умений определены организационно-педагогические условия. Далее были выделены критерии оценивания: личностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный. Для каждого критерия определены показатели, через которые они раскрываются. Для оценки каждого показателя определены три уровня сформированности: репродуктивный, продуктивный, инновационный. Разработаны средства оценивания показателей, используемые на этапах входящей и итоговой диагностики. Средствами оценивания являются опросники, психолого-педагогические методики оценивания управленческих умений, кейсы, наблюдение с подробным перечнем наблюдаемых индикаторов и карт наблюдений. Определены основные результаты научного исследования.

Об авторе

С. Н. Москвин
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия


Список литературы

1. Беликова В. В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 10 (64). - С. 50-53.

2. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2006. - 284 с.

3. Габдрахманова К. Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических вузов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (15). - С. 3361-3364. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article?id=37786.

4. Гапончук Г. И. Формирование военно-педагогической направленности курсантов : дис. … канд. пед. наук. - М.: ВПА - Москва, 1990. - 196 с.

5. Диагностика сформированности компетенций / Т. Л. Шапошникова, В. Г. Миненко, К. В. Хорошун, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П. Г. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 180-184.

6. Ефремов О. Ю. Педагогическая диагностика в современном образовании: системный подход к познавательно-преобразовательной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. - 2017. - № 5. - С. 3-7.

7. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика в школе. - Славянск-на-Кубани : Славянский филиал АГПУ, 1998. - 233 с.

8. Макарова О. Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 2). - С. 348-351.

9. Преображенская И. В. Педагогические условия оценки сформированности компетенций // Образование и образованный человек в XXI веке. - 2013. - № 4. - С. 15-21.

10. Психологическая диагностика : учеб. для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб. : Питер, 2005. - 652 с.

11. Селиверстова М. В. Формирование управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 22 с.

12. Сторожева О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - 128 с.

13. Суркина И. В. Формирование управленческих умений будущих педагогов профессионального обучения в техническом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 23 с.

14. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация : учеб. пособие. - М. : Ось-89, 2008. - 384 с.

15. Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. - М. : ВПА - Москва, 1991. - 205 с.


Для цитирования:


Москвин С.Н. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):46-51. https://doi.org/10.26170/po19-06-05

For citation:


Moskvin S.N. DIAGNOSTICS OF FORMULATED MANAGEMENT THE SKILLS OF FUTURE EDUCATIONAL LEADERS ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TRAINING IN THE UNIVERSITY. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):46-51. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-05

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)