Preview

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: анализ образовательной деятельности педагога

https://doi.org/10.26170/po19-06-02

Полный текст:

Аннотация

В статье предлагается анализ образовательной деятельности педагога при реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях поликультурной среды в дошкольных образовательных организациях с целью определения ориентированности педагогического коллектива на различные категории детей в группе относительно уровня владения русским языком, так как именно русский язык является языком образования на территории Российской Федерации. Автором обозначены три категории детей в дошкольных образовательных организациях: дети - носители русского языка; дети-билингвы; дети - носители другого языка, не владеющие системой русского языка. Описаны наблюдения за ходом реализации образовательной деятельности педагогами. В статье представлены результаты анкетирования педагогов дошкольных образовательных организаций по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды. Вопросы анкеты дают возможность педагогам оценить их собственную образовательную деятельность в указанном аспекте и позволяют сделать вывод, что сами педагоги также осознают необходимость внесения корректив в технологию образовательной деятельности, в содержание предметно-развивающей среды, взаимодействие всех участников образовательных отношений. Автор анализирует образовательную деятельность педагогов, приводит информацию о недочетах в организации образовательной деятельности при реализации различных направлений образовательной области «Речевое развитие», о возможных дополнениях в предметно-развивающей среде. Автор обращает внимание на необходимость корректировки технологии речевого развития ребенка в условиях поликультурной среды, что, по его мнению, должно найти отражение в организации деятельности детей, в подборе методов и приемов речевого развития, актуализации содержания взаимодействия с семьей, где в качестве основной содержательной линии обозначена необходимость освоения детьми культуры российского народа как носителя русского языка с опорой на культурные ценности семьи ребенка, для которого русский язык является неродным.

Об авторе

Е. Б. Плаксина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Воробьева Т. И. Обучение иностранному языку младших школьников в условиях поликультурной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 24 с.

2. Главатских М. У., Богданова Н. Е. Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду[Электронный ресурс] // Совушка. - 2018. - № 4 (14). - Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/(дата обращения: 15.03.2019).

3. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи : автореф. дис.. канд. филол. наук. - М., 1972. - 23 с.

4. Кагуй Н. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.

6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М. : Гном-Пресс», 1999. - 96 с.

7. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М. : Ювента, 2009. - 80 с.

8. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М. : Просвещение, 1978. - 112 с.

9. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - С. 358-369.

10. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - М. : Гринго, 1995. - 240 с.

11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАЙКА-СИНЕЗ, 2014. - 368 с.

12. Плаксина Е. Б., Симбирцева Н. А. Поликультурный дискурс в дошкольном образовании // Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - С. 269-280.

13. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 222 с.

14. Седых Д. В. Педагогическое обеспечение процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Кемерово, 2019. - 24 с.

15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. : Просвещение, 1981. - 111 с.

16. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 288 с.

17. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Владос, 2004. - 288 с.

18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. : Просвещение, 1989. - 240 с.

19. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ. - 2009. - № 3. - С. 189-191.


Для цитирования:


Плаксина Е.Б. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: анализ образовательной деятельности педагога. Педагогическое образование в России. 2019;(6):19-23. https://doi.org/10.26170/po19-06-02

For citation:


Plaksina E.B. SPEECH DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE IN A POLICULTURAL ENVIRONMENT: ANALYSIS OF TEACHER'S EDUCATIONAL ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):19-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-02

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)