Preview

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА: СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ И ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-06-01

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема отсутствия общепринятой формулировки понятия «учебно-исследовательская деятельность», в том числе в документах ФГОС ОО. Выдвигается предположение, что создание структурной модели абстрагированного понятия «учебно-исследовательская деятельность» поможет конкретизировать соответствующий термин с целью формирования необходимых ориентиров для всех участников образовательного процесса. В результате исследования проанализированы 32 определения понятия «учебно-исследовательская деятельность», принадлежащие 19 авторам и двенадцать определений понятия «научно-исследовательская деятельность», данные девятью авторами. Все определения разделены на формально-структурные и содержательные. Для выявления особенностей учебно-исследовательской деятельности как конкретного вида деятельности построена проекция на нее общей модели. Для этого выделены структурные элементы модели деятельности как родового понятия, необходимые для данного исследования. К таким элементам отнесены: цель, объект, субъект, условия, средства и результат. В статье преднамеренно не рассматривается содержание, или состав действий, из которых складывается деятельность, так как этот вопрос полно освещен в других педагогических публикациях. Проводится сравнительный анализ понятий учебно- и научно-исследовательской деятельности. В качестве существенного отличия рассматривается состав субъектов деятельности. Феномен наличия двух субъектов в учебно-исследовательской деятельности выступает основой предлагаемой модели. Данный феномен определяет дуальность целей и результатов изучаемого вида деятельности. Важным элементом сходства научного и учебного исследований является единое средство деятельности - научный метод. Знание параметров, определяющих сходство и отличие, способствует конкретизации задач и идентификации роли каждого из участников образовательного процесса. Структурная модель учебно-исследовательской деятельности, построенная на базе общей модели деятельности, стала основанием для уточнения формулировки соответствующего понятия, относящейся к формально-структурному типу.

Об авторах

М. С. Галишева
Городской детский экологический центр
Россия


П. В. Зуев
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 128 с.

2. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - № 2 (1). - С. 5-6.

3. Вихорева О. А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: теоретико-методологический аспект : монография. - Челябинск : Уральская академия, 2008. - 188 с.

4. Галишева М. С., Зуев П. В. Полевой учебный тренажер как средство формирования исследовательской компетентности в естественно-научном образовании // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 10. - С. 120-126.

5. Константинов В. А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада : автореф. дис..канд. пед. наук. - Астрахань, 2010. - 22 с.

6. Копнин В. П. Гносеологические и логические основы науки. - М. : Мысль, 1974. - 568 с.

7. Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 256 с.

8. Леонтович A. B. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 63-71.

9. Леонтович А. В., Калачихина О. Д., Обухова А. С. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. - М. : Изд-во Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. - 13 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

11. Матвеева А. В. Формирование экологической компетентности школьников при изучении экологии городской биоты // Российский научный журнал -2011.-№ 1 (20). - С. 245-250.

12. Мычко Д. И. Исследовательский подход как стратеги обучения в инновационном обществе// Хiмiя: праблемы выкладання. - 2011. -№ 10. - С. 3-17.

13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.04.2019).

14. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 18-23.

15. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М. : Прометей, 2006. - 224 с.

16. Панов В. И. Становление субъекта исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся : науч.-метод. сб. в двух томах / под общ. ред. А. С. Обухова. - М. : Исследователь, 2007. - Т. 1. Теория и методика.- С. 136-143.

17. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи // Магистр. - 1999. - № 1. -С. 85-95.

18. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

19. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Учен.зап. высш. шк. г. Одессы. - Одесса, 1922. - Т. 2. - С. 106.

20. Савенков А. И. Интеллектуальная одаренность и исследовательское поведение // Одаренный ребенок. - 2003. - № 6. - С. 16-21.

21. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников : метод.пособие для школ. психологов. - М., 2005. - 203 c.

22. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одаренный ребенок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.

23. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Исследовательская деятельность учащихся : науч.-метод. сб. в двух томах / под общей ред. А. С. Обухова. - М. : Исследователь, 2007. -Т. 1. Теория и методика. - С. 77-78.

24. Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование.- 1981. - № 9. - С. 24-29.

25. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.

26. Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. -С. 94-102.

27. Ушаков Д. В. Интеллект и исследовательское поведение //Исследовательская деятельность учащихся :науч.-метод. сборник. - 2007. - № 2. - С. 112-128.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902 /paragraph/30:0:0 (дата обращения: 15.04.2019).

29. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с.

30. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы. - Киев, 1961. - С. 12-13.

31. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 22-29.

32. Berlyne D. E. Novelty and curiosity as determinants of exploratory behavior // BritishJournal of Psychology. - 1950. - Vol. 41. - P. 68-80.


Для цитирования:


Галишева М.С., Зуев П.В. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА: СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ И ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(6):6-18. https://doi.org/10.26170/po19-06-01

For citation:


Galisheva M.S., Zuev P.V. THE EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF A PUPIL: THE STRUCTURAL MODEL AND THE FORMULATION OF THE CONCEPT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(6):6-18. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-06-01

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)