Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ГЕНЕТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

https://doi.org/10.26170/po19-05-17

Полный текст:

Аннотация

Современное российское общество и государство делают родителя полноценным субъектом образования и воспитания ребенка. Однако обязанности, связанные с реализацией данного права, требуют от родителей достаточно высокого уровня развития психолого-педагогической компетентности, и это представляет трудность для многих родителей. Проблема усугубляется в семьях, воспитывающих детей с генетическими заболеваниями. В статье проводится теоретический анализ понятия «психолого-педагогическая компетентность родителей», которая понимается авторами как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности, основанное на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и приобретенном практическом педагогическом опыте деятельности, проявляющихся в единстве с личностными качествами. Авторами эмпирически выявляется уровень и особенности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием. Доказано, что порядка 70% родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием, имеют недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности. Они имеют нарушения в психосоматической сфере, испытывают частые смены настроения, проявляют гиперопеку по отношению к ребенку и нуждаются в психологической помощи. В статье представлены результаты формирующей работы с родителями, воспитывающими ребенка с генетическим заболеванием, в ходе которой авторам удалось добиться положительной динамики развития психолого-педагогической компетентности. Результаты исследования, описанного в данной статье, могут быть использованы специалистами, осуществляющими поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации просветительской, развивающей и консультативной работы.

Об авторах

О. В. Лозгачёва
Уральский государственный педагогический университет
Россия


К. В. Адушкина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Э. А. Сысолятина
Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Цветик-семицветик»
Россия


Список литературы

1. Адушкина К. В., Лозгачева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования : учеб. для вузов. - Екатеринбург. - 163 с.

2. Адушкина К. В., Лысова Р. Р. Психолого-педагогическая компетентность родителей // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2018. - С. 20-24.

3. Бэндлер Р., Грнндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М., 2000. - 160 с.

4. Васягина Н. Н., Григорян Е. Н., Казаева Е. А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 2 (30). - С. 92-101.

5. Герасименко Ю. А. Инклюзивное коммуникативное пространство в условиях дополнительного образования // Сборник материалов 2-й Всерос. науч.-практ. конф. «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства». - Екатеринбург, 2017. - С. 32-36.

6. Гуслова М. Н., Стурс Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Мир. - 2012. - № 6. - С. 24-32.

7. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Науковедение : интернет-журн. - 2015. - Т. 7. - № 2.

8. Косарева А. А., Фоминых Е. С. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2017. - Т. 35. - С. 79-84. - Режим доступа: http://e-кoncept.ru/2017/771187. htm.

9. Минина А. В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников // Политематический журнал научных публикаций. - 2014. - № 1 (42). - С. 131-138.

10. Миносянц Н. Г. Повышение компетентности родителей в условиях дистанционного образования. Современные практики работы // Развитие родительских компетенций : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (25-27 июня 2015 г). - М. : Спутник+, 2015. - Ч. 1.- 220 с.

11. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082.shtml.

12. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : метод. пособие. - М. : МГППУ, 2012. - 156 с.

13. Ткачёва В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. - 2005. - № 1 - С. 25-34.

14. Тюрина Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2013. - 25 с.

15. Worley M., Werts M. G., Holcombe A. Current practices with young children who have disabilities: Issues of placement, assessment and instruction // Focus on Exceptional Children. - 1994. - № 26 (6). - P. 1-12.


Для цитирования:


Лозгачёва О.В., Адушкина К.В., Сысолятина Э.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ГЕНЕТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):117-123. https://doi.org/10.26170/po19-05-17

For citation:


Lozgacheva O.V., Adushkina K.V., Sysolyatina E.A. РSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE PARENTS WHO ARE BRINGING UP THE CHILD WITH THE GENETIC DISEASE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):117-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-17

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)