Preview

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН (ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

https://doi.org/10.26170/po19-05-16

Полный текст:

Аннотация

Авторы статьи рассмотрели аспекты феномена жизнестойкости в гуманистической философии и психологии с точки зрения экзистенциальной потребности человека и интегративной способности личности; обобщили трактовки понятия, компоненты способности жизнестойкости и социально значимые свойства личности, связанные с ее саморазвитием и обретением жизненного смысла в ситуациях совладания с проблемами и стрессами, в психодиагностике с помощью анализа полученных результатов специального теста; предложили на основе данных опроса обучающихся вуза матрицу оптимальных развивающихся свойств обучающихся в конструкте жизнестойкости как личностного ресурса. Представлены философские и психолого-педагогические основания модели ценностно-позитивной стратегии жизнестойкого поведения личности в непрерывном процессе самосовершенствования, в русле идей общенаучных экзистенциального и аксиологического подходов; предложена теоретическая модель позитивной стратегии жизнестойкости и ее механизм конструирования «собственного» способа бытия в качестве фасилитативного педагогического средства развития способности противостояния субъекта жизненным трудностям и стрессам, в оказании положительного влияния на активность обучающихся вуза в учебной и профессиональной деятельности, для применения данной матрицы свойств и модели стратегии жизнестойкости в профессиональном образовании в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

Об авторах

В. Д. Ширшов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. И. Забара
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. Н. Якина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии [Электронный ресурс] // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. : электрон. журн. - Кемерово, 2003. - Вып. 2. - С. 82-90. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/67840/41208?page=9 (дата обращения: 01.03.2019).

2. Бурханов А. Р. Мартин Хайдеггер об экзистенции и эзистенциалах человеческого бытия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-haydegger-ob-ekzistentsii-i-ekzistentsialah-chelovecheskogo-bytiya (дата обращения: 03.03.2019).

3. Ванакова Г. В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов : дис. … д-ра. психол. наук. - Биробиджан, 2014. - 462 с. - (Электронное издание. Режим доступа: http://www.dslib. net/psixologia-razvitja/psihologicheskaja-podderzhka-razvitija-zhiznestojkosti-studentov.html; дата обращения: 01.03.2019).

4. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2016. - № 1 (58). - (Электронное издание. Режим доступа : https://sibac.info/conf/pedagog/ lx/46481; дата обращения: 03.03.2019).

5. Кабанченко Е. А. Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях // Научный форум: педагогика и психология : сб. ст. по материалам 13-й Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МЦНО, 2017. - № 11. - С. 103-106.

6. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

7. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 85-112. - (Электронное издание. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/ 3836222/page:12/; дата обращения: 02.03.2019).

8. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : дис. … канд. психол. наук. - Челябинск, 2006 - 175 c. - (Электронное издание. Режим доступа: http://www. dslib.net/soc-psixologia/issledovanie-zhiznestojkosti-i-ee-svjazej-so-svojstvami-lichnosti.html; дата обращения: 15.03.2019).

9. Нестерова А. А. Жизнеспособность личности как условие снижения факторов риска в развитии детей и подростков // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения : сборник науч. ст. / ред: В. Н. Ослон, Е. В. Селенина. - М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - С. 143-149. - (Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/69143/Nesterova.pdf; дата обращения: 05.03.2019).

10. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkaya-versiya-testa-zhiznestoykosti-psihometricheskie-harakteristiki-i-primenenie-v-organizatsionnom-kontekste (дата обращения: 02.03.2019).

11. Стецишин Р. И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование // Вестн. Адыг. гос. ун-та. - 2008. - № 7. - С. 35-47.

12. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. - М. : Прометей, 2012. - 152 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла = Man’s Search for Meaning. - М. : Прогресс, 1990. - (Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt; дата обращения: 03.03.2019).

14. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// e-libra.ru/read/367689-begstvo-ot-svobody.html (дата обращения: 14.03.2019).

15. Хайдеггер М. Бытие и время. 1 часть. Первый раздел. Подготовительный фундаментальный анализ присутствия. 5 глава. Бытие-в как таковое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/07.php (дата обращения: 14.03.2019).

16. Шадриков В. Д. Духовные способности. - М. : Магистр, 1996. - 102 с.

17. Ширшов В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 346 с.


Для цитирования:


Ширшов В.Д., Забара Л.И., Якина Л.Н. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН (ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА). Педагогическое образование в России. 2019;(5):108-116. https://doi.org/10.26170/po19-05-16

For citation:


Shirshov V.D., Zabara L.I., Yakina L.N. “HARDINESS” OF PERSONALITY AS SOCIAL PHENOMENON (EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL ANALYSIS). Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):108-116. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-16

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)