Preview

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МУЛЬТФИЛЬМЫ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ИХ РОДИТЕЛЯМИ

https://doi.org/10.26170/po19-05-14

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления мультфильмов, предпочитаемых младшими школьниками, и установления их соответствия данной возрастной категории с точки зрения родителей. В состав выборки вошли 111 детей в возрасте 7-10 лет и 20 родителей. При опросе детей была использована анкета, разработанная М. А. Муртазиной и Л. В. Оконечниковой. Полученные данные сопоставлены с результатами подобного исследования, проведенного два года назад, описаны различия в предпочтениях мультипликационного контента у детей 7-8 и 9-10 лет. Подтверждено предположение о том, что у детей младшего школьного возраста наибольшей популярностью пользуются мультфильмы, не предназначенные для данной возрастной группы. С помощью методов экспертных оценок и фокус-группы проведена экспертная оценка родителями наиболее популярного в младшем школьном возрасте мультфильма «Гравити Фолз», согласно результатам которой данный мультфильм эксперты не рекомендуют к просмотру детям 7-10 лет. Описаны различия и совпадения в экспертных оценках у родителей, относящихся к разным возрастным группам (27-35 лет и 36-43 года). Выявлены различия между оценками экспертов из двух возрастных групп по трем критериям: общее настроение при просмотре мультфильма, усвоение опыта (моделей поведения) и эстетическая составляющая мультфильма. Отсутствуют различия между оценками экспертов, относящихся к разным возрастным группам, также по трем критериям: главная мысль мультфильма, степень его речевой агрессивности, рекомендация к просмотру мультфильма. Получены значимые корреляции между возрастом родителей и двумя критериями оценки ими мультфильма: «степень ответственности героя за свои действия» и «воспитательная функция». Родители-эксперты более зрелого возраста полагают, что действия героев данного мультфильма безответственны и остаются безнаказанными, они негативно оценивают воспитательную функцию данного мультфильма, в отличие от более молодых родителей.

Об авторах

Л. В. Оконечникова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. М. Садкина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. И. Сумарокова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Генетическая психология. - СПб., 2002. - № 16-17. - С. 56-61.

2. Влияние мультфильмов на психическое развитие детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/ (дата обращения: 10.02.2019).

3. Героев Г. Дети и современные мультфильмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruskolan.xpomo.com/ruskolan/tolpa/deti_05.htm (дата обращения: 03.03.2019).

4. Головкина Е. М. Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2014. - Т. 20. - С. 3316-3320.

5. Куниченко О. В. Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - Волгоград, 2015. - 233 с.

6. Ломтатидзе О. В., Ершова И. А. Исследование эмоционального отношения младших школьников к основным видам деятельности // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 2 (126). - С. 149-157.

7. Муртазина, М. А., Оконечникова Л. В. Исследование предпочтений мультфильмов в младшем школьном возрасте // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 4 (168). - С. 111-118.

8. Николаева Е. В., Охлопкова И. И. Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста // Междунар. науч. вестн. - 2016. - № 6. - С. 116.

9. Смирнова Е. О., Соколова М. В., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 27-36.

10. Собкин В. С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. -2014. - Т. 10. - № 4. - С. 12-26.

11. Brotherson S. Understanding Brain Development in Young Children // Family Science Specialist, NDSU Extension Service. - 2015. - P. 13-25.

12. Habib K., Soliman T. Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior // Open Journal of Social Sciences. - 2015. - № 3. - P. 248-264.

13. Kaula S. K. Language and style in cartoons: a case study of Ben 10 : Dissertation for the Award of the Degree of Master / Univ. of Nairobi. - 2015. - 105 p.

14. Kirsh J. S. Cartoon violence and aggression in youth // Journ. of Aggression and Violent Behavior. - 2006. - № 11. - P. 547-557.

15. Stieger S., Formann Anton K. Are Aggressive Cartoons Really Funnier? // Sage open. - 2014. - № 4. - P. 1-5.

16. Yousaf Z., Shehzad M., Hassan S. A. Effects of Cartoon Network on the Behavior of School Going Children // International Research Journal of Interdisciplinary & Multidisciplinary Studies (IRJIMS). - 2015. - № 1. - P. 173-179.


Для цитирования:


Оконечникова Л.В., Садкина Т.М., Сумарокова Ю.И. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МУЛЬТФИЛЬМЫ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ИХ РОДИТЕЛЯМИ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):97-102. https://doi.org/10.26170/po19-05-14

For citation:


Оkonechnikova L.V., Sadkina T.M., Sumarokova Yu.I. CARTOONS PREFERRED BY YOUNGER PUPILS AND PEER ASSESSMENT OF THEIR PARENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):97-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-14

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)