Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po19-05-13

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи мотивации обучения с личностной и ситуативной тревожностью у студентов. В последние годы стала особенно актуальной проблема мотивации к обучению у студентов высшей школы. Разрыв между содержанием обучения и востребованностью определенных профессиональных умений, обучение по одному направлению с последующей профессиональной деятельностью в другой сфере, высокая конкуренция при устройстве на работу одновременно влияют и на психологическое состояние студентов, вызывая психологическую неустойчивость, повышенную тревожность. В исследовании использованы методики психологической диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина), Шкала тревожности студента (модификация Г. Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлоп), методика, предназначенная для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой). Эмпирическое исследование было проведено на базе УрГПУ. В исследовании приняли участие 100 студентов различных направлений обучения (79 девушек и 21 юноша). Предположение о связи тревожности и мотивации к обучению у студентов подтвердилось результатами корреляционного анализа Спирмена. Выявленные отрицательные связи свидетельствуют о том, что чем более ситуация вызывает тревогу, тем менее студент открыт к общению и готов к творческой самореализации в этой ситуации. Положительные связи свидетельствуют о том, что чем более студент озабочен своим социальным положением в учебной группе и в обществе, тем более он тревожен и склонен к избеганию неудач в учебе.

Об авторах

И. В. Заусенко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Озерова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бусыгина И. С., Распопин Е. В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2013. - Т. 6. - № 2. - С. 93-97.

2. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха : практ. руководство психотерапевта. - СПб. : Наука и техника, 2007. - 240 с.

3. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности : моногр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.

4. Немов Р. С. Социальная психология. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с.

5. О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.

6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 448 с.

7. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-18.

8. Реан А. А. Психология личности: социализация, поведение, общение. - М. : Олма-Пресс ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. - 407 с.

9. Скворцова М. В., Якунин В. Е. Тревожность и личностный рост: социально-психологические аспекты : моногр. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 201 с.

10. Скворцова М. В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей : дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2004. - 216 с.

11. Стоселл С. Век тревожности: страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. - М. : АНФ, 2016. - 463 с.

12. Хмелева Ю. А. Характеристика тревожности как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 6 (6). - С. 517-519.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / пер. с англ. В. В. Старовойтова ; общ. ред. Г. В. Бурменской. - СПб. : Речь, 2016. - 478 с.

14. Шершнева Т. В. Мотивы учебной деятельности современных студентов // Современные технологии в образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 ч. / гл. ред. Б. М. Хрусталев. - Минск : БНТУ, 2016. - Ч. 1. - С. 167-172.

15. Atcinson J. W., Personality, Motivation, and Action : Selected papers. - Praeger, 1983.


Для цитирования:


Заусенко И.В., Озерова Е.В. СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):90-96. https://doi.org/10.26170/po19-05-13

For citation:


Zausenko I.V., Ozerova E.V. THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND MOTIVATION TO LEARN FROM STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):90-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-13

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)