Preview

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

https://doi.org/10.26170/po19-05-12

Полный текст:

Аннотация

Раннее развитие ребенка для современного родителя становится нормой жизни, не следующий которой взрослый может столкнуться с осуждением и порицанием со стороны ближайшего окружения. Происходит закономерный рост ожиданий, опасений и уровня тревоги относительно правильности воспитательной стратегии, оценки себя как родителя. В этой связи особую актуальность приобретает изучение факторов, способствующих стремлению родителей фасилитировать развитие детей. Целью исследования является сравнительное изучение психологических особенностей родителей, ориентированных на раннее развитие детей, и родителей, не разделяющих идей раннего развития детей. Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучный системный подход, теория отношений В. Н. Мясищева и культурно-историческая теория развития ребенка, концепции системного подхода в исследовании семьи и семейных отношений и субъектного становления родителя. В результате исследования установлены особенности родителей, ориентированных на раннее развитие, которые затрагивают личность родителя, детско-родительское взаимодействие, воспитательные стратегии, связаны с психопатологической симптоматикой, отражающей уровень психологического дистресса. При отсутствии значимых различий по уровню выраженности симптоматики невротического регистра и особенностей смысложизненных ориентаций у названных категорий родителей зафиксированы существенные различия в стилевых особенностях воспитания ребенка. При этом наиболее существенные трудности в воспитании испытывают родители, не ориентированные на раннее развитие.

Об авторах

Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. В. Малина
Уральский государственный педагогический университет; Санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района СПб»
Россия


С. А. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абабков В. А., Исурина Г. Л., Мизинова Е. Б. Учение о неврозах с практикумом. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012.

2. Васягина Н. Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 1.

3. Васягина Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Дискуссия. - 2013. - № 4 (34). - С. 96-104.

4. Васягина Н. Н., Григорян Е. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 168 с.

5. Захарова Е. И. Особенности мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2011. - № 2.

6. Савенышева С. С., Чижова В. Ф. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста // Вестн. СПбГУ. Сер. 12, Социология. - 2013. - № 3.

7. Сиденко А. С., Яшина Г. А. Обзор методик раннего развития детей // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 6.

8. Старостина Ю. А. Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников и специфика эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11.

9. Щербакова О. В., Тиходеев О. Н. Составляющие индивидуальной среды и ее роль в развитии психологических признаков // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 1.

10. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : Питер, 1999.


Для цитирования:


Васягина Н.Н., Малина Ю.В., Васягина С.А. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):83-89. https://doi.org/10.26170/po19-05-12

For citation:


Vasyagina N.N., Malina Yu.V., Vasyagina S.A. ABOUT THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PARENTS ORIENTED ON EARLY DEVELOPMENT OF CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):83-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-12

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)