Preview

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности на материале изобразительного искусства. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Художественные образы изобразительного искусства раскрывают «человеческое в человеке», а также все самое ценное, созданное человеком для человека. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика. Организация игровой деятельности основывается на дидактических принципах, таких как культуросообразность, культуроцентричность, аксиологичность, что позволяет выстроить систему базовых национальных ценностей на основе содержания произведений изобразительного искусства. В статье приводятся примеры произведений изобразительного искусства, фрагменты которых используются в содержании дидактических игр, позволяющие выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения и эмоционально-образного переживания нравственных ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

Об авторе

Е. Н. Бородина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат-лов ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - № 5. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.12.2016).

2. Бородина Е. Н. Наследие : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной-игровой деятельности. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 140 с.

3. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 176 с.

4. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 77 с.

5. Елисеев А. В. Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России // География и экология в школе XXI века. - 2012. - № 7. - C. 30-35.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 26 с.

7. Куприна Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка / Министерство образования и науки РФ ; Уральский гос. пед. ун-т. - М. : Academia, 2007. - 448 с.

8. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию : моногр. / Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. - М. : Армпресс, 2006. - 69 с.

9. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 144 с.

10. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе : науч.-метод. рекомендации / Т. И. Петракова, Е. Б. Евладова, С. Г. Макеева. - М. : ИМПЭТО, 2004. - 96 с.

11. Погорелов С. Т. Воспитательное значение подвига новомучеников. - М. : Просветитель, 2009. - № 4.

12. Смолонский С. И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.02.2017).

13. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-razvitii-strategii-polihudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2017).

14. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 6.08.2015).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения : утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 : в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. - Екатеринбург : Ажур, 2017. - 36 с.


Для цитирования:


Бородина Е.Н. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Педагогическое образование в России. 2018;(1):154-159.

For citation:


Borodina E.N. DIDACTIC GAME IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):154-159. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)