Preview

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

https://doi.org/10.26170/po19-05-04

Полный текст:

Аннотация

В статье дается характеристика структуре и содержанию художественно-эстетической среды школы. Художественно-эстетическая среда - понятие, находящееся в стадии формирования, результатом чего станет формулирование сложной многоуровневой дефиниции. В современных исследованиях изучаются типы данной среды, компоненты, элементы, возможности влияния на различные сферы деятельности человека. Цель данной статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно-эстетической среды школы в развитии личности обучающегося. Рассматривается влияние эстетического оформления окружающей обстановки на формирование эмоционального комфорта и усиление у обучающихся мотивации к обучению и развитию. Анализируются возможности художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста, влияющего на нравственное становление личности. Подчеркивается важность эстетического общения как «поля» обмена личностными эмоциональными реакциями, результатами культурного выбора субъектов образовательного процесса. Уделяется внимание рассмотрению художественно-эстетической среды как особой творческой атмосферы, способствующей развитию эстетического сознания, воспитанию гуманистических идеалов личности, расширению культурного кругозора и улучшению ориентирования в культуре, освоению социального опыта. Методами исследования является анализ, обобщение материалов по проблеме влияния на личность особенностей среды ее образования и развития. Методология работы основана на психолого-педагогических и эстетических теориях, воплощающих средовой подход к развитию эстетического сознания, эмоциональной и нравственной сфер, творческой активности, культурной ориентации личности. В результате работы авторами выделены и теоретически обоснованы основные компоненты художественно-эстетической среды школы: предметно-пространственный (связанный с созданием чувственно-материального образа школы как Дома), ценностно-смысловой (раскрывающийся в эстетическом общении на основе произведений искусства - выразителей нравственных ценностей), эмоционально-психологический (выражающийся в эмоциональной атмосфере взаимодействия педагогов и учеников на основе увлеченности искусством, открытости, доверия, эмоциональной поддержки), творческий (связанный с открытиями личностно-смысловой ценности художественно-образной информации и выражением самосознания в творческой деятельности), - охарактеризовано их содержательное наполнение. Область применения результатов - теория и методика обучения и воспитания (общее образование). В качестве вывода можно указать на то, что аналитическое обобщение исследований по проблеме художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста развития личности привело к теоретическому обоснованию основных компонентов данной среды в образовательной организации и направлений реализации ее педагогического потенциала в развитии личности обучающегося.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. В. Вадас
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

2. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.

3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. - М., 1999. - 142 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 1991. - 536 с.

5. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 305 с.

6. Каган М. С. Морфология искусства: ист.-теорет. исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.

7. Командышко Е. Ф. Эстетико-педагогическая среда как фактор развивающего воздействия на личность // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 31-35.

8. Куприна Н. Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 138-143.

9. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религия, ценности и пик-переживания : пер. с англ. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 272 с.

10. Новикова Л. И. Школа и среда. - М. : Просвещение, 1987. - 87 с.

11. Нормативно-правовое обеспечение организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : метод. рек. / авт.-сост. Н. А. Меньшикова. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. - 312 с.

12. Печко Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М. ; Луганск, 2000. - Вып. 2. - С. 45-58.

13. Печко Л. П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. - Минск : НИО, 2002. - С. 5-20.

14. Стукалова О. В. Влияние эстетической среды урока литературы на развитие гуманитарной культуры школьника // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М. ; Луганск, 2000. - Вып. 2. - С. 58-71.

15. Стукалова О. В. Эстетическая среда воспитания и образования на уроке словесности: от истории российской школы к современности // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. - Минск : НИО, 2002. - С. 110-120.

16. Уколова Л. И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения : моногр. / Л. И. Уколова. - М. : АС-Траст, 2007. - 224 с.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Вадас С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):29-35. https://doi.org/10.26170/po19-05-04

For citation:


Kuprina N.G., Vadas S.V. CHARACTERISTICS OF THE MAIN COMPONENTS OF ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT OF THE SCHOOL. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):29-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-04

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)