Preview

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

https://doi.org/10.26170/po19-05-03

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практико-ориентированные аспекты проблемы формировании у младших школьников ценностного отношения к учебной деятельности. Обзорно представлена методология аксиологического подхода, в рамках которой образование рассматривается в качестве терминальной и в то же время инструментальной ценности. Такое широкое определение роли образования обусловлено социокультурной обстановкой, в которой сегодня доминирует установка на «обучение через всю жизнь» (lifelong learning). Осознание необходимости постоянного обучения, положительное отношение к образованию необходимо начинать «с младых ногтей», то есть с уровня начального общего образования. С одной стороны, такой подход обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где насчитывается до тридцати обращений к ценностям и ценностному отношению. Однако, с другой стороны, у практикующего учителя нет конкретных рекомендаций, которые бы обозначили траекторию реализации данной работы в образовательном процессе. Часть ученых обращалась к данной проблематике (С. С. Акимова, А. Н. Антюшко, М. Н. Иванова, И. Д. Лельчицкий, Л. Ю. Савинова), но анализ их работ выявляет интерес скорее к диагностической стороне проблемы, нежели к существу процесса формирования ценностного отношения к учению у младших школьников. В статье представлен авторский подход к отбору диагностического инструментария по проблеме исследования, а также обоснована характеристика уровней отношения школьников к учебной деятельности. Кратко описана опытно-поисковая работа, в которой был реализован ряд мероприятий, акций, позволяющих наметить траекторию формирования у младших школьников ценностного отношения к обучению от эмоционального принятия значимости учения до осознания смысла учения как ведущего вида деятельности. Проведенная в процессе исследования диагностика подтвердила позитивную динамику показателей, свидетельствующих о закреплении ценностного отношения к учению у учащихся начальной школы.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. В. Дылдина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Акимова С. С., Лельчицкий И. Д. Формированик ценностно-смыслового отношения младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2018. - №4. - Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/24/98656.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М. : Наука, 2001. - 276 с.

3. Антюшко А. Н., Савинова Л. Ю. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 19-23.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - М. : Изд-во «Ин-т практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

5. Савинова Л. Ю. Модель воспитания ценностных отношений у младших школьников // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 42-49.

6. Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявления ценностного отношения младших школьников к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - № 1. - С. 107-113.

7. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб. : Петрополис, 1997. - 150 с.

8. Маркова А. К. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М. : Сов. Россия, 1977. - 311 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 1999. - С. 77-101.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М. : Изд-во «Ин-т практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

11. Парсонс Т. Система современных обществ. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

12. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. - 1973. - № 5. - С. 20-28.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. : Питер, 1989. - 377 с.

14. ФГОС начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011г / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011 г. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).

15. Ядов В. П. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. - СПб. : Наука, 2006. - 426 с.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Дылдина Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):23-28. https://doi.org/10.26170/po19-05-03

For citation:


Korotayeva E.V., Dyldina D.V. FORMATION OF VALUE RELATIONS TO DOCTRINE IN YOUNGER SCHOOLBOYS: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):23-28. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-03

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)