Preview

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

https://doi.org/10.26170/po19-05-02

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется специфика применения традиционных принципов дидактики в формировании метапредметного (метатехнического) знания в курсе информатики (средняя общеобразовательная школа, среднее профессиональное образование). Проведенный анализ философских и социальных аспектов развития и использования техники показывает, что базовой составляющей технической культуры человека, наряду с конкретным техническим знанием, становится метапредметное (метатехническое) знание как система обобщенных знаний о техносфере (ее структуре, содержании, закономерностях функционирования и развития). Отмечается, что результат школьного обучения необходимо связывать со становлением у обучаемых технической культуры, соответствующей современному уровню развития техносферы. Подходы к решению этой задачи связаны как с рядом учебных дисциплин (физика, технология, информатика и ИКТ, химия и др.), так и с совершенствованием методики применения в обучении классических принципов дидактики (научности и доступности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой). Формирование у учащихся метапредметного знания должно осуществляться в соответствии с этими принципами. Содержательным аспектом методики формирования метапредметного знания является обновленный вариант принципа систематичности и последовательности, ключевой идеей которого является обобщенный план изучения объекта компьютерной техники, включающий научно-технические, рецептурно-технические знания, компоненты системы взаимодействий «общество - техника - природа». Делается вывод о том, что подобные комплексные знания о техносфере и каждом объекте в ее составе обеспечивают более высокий уровень технической культуры учащихся, результатом формирования которой являются глубокое понимание роли науки и человека в развитии современной техносреды и осознание возможных последствий технической деятельности социума.

Об авторах

И. В. Ильин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


В. В. Ильин
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Ильин И. В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - Пермь, 2013. - 421 с.

2. Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 208-216.

3. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 73-82.

4. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. - М. : МарТ, 2005. - 448 с.

5. Кузнецов А. А. Общая методика обучения информатике. I часть [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2016. - 300 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/58161.html. - ЭБС «IPRbooks».

6. Подготовка кадров высшей квалификации по методике обучения информатике [Электронный ресурс] : метод. пособие/ А. С. Захаров [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2016. - 244 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58171.html. - ЭБС «IPRbooks».

7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М. : Владос, 1999. - 576 с.

8. Принцип политехнизма в обучении физике: современная интерпретация и технологии реализации в средней школе : моногр. / Е. В. Оспенникова, И. В. Ильин, М. Г. Ершов, А. А. Оспенников ; [под общ. ред. Е. В. Оспенниковой] ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 504 с.

9. Рихтер Т. В. Избранные вопросы методики преподавания информатики [Электронный ресурс] : метод. пособие. - Электрон. текстовые данные. - Соликамск : Соликам. гос. пед. ин-т, 2010. - 115 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47868.html. - ЭБС «IPRbooks».

10. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М. : Высшая школа, 2003. - 186 с.

11. Тавризян Г. М. «Метатехническое» обоснование сущности техники М. Хайдеггером (Научно-технический прогресс в оценке буржуазных философов) // Вопросы философии. - 1971. - № 12. - С. 122-130.

12. Теория и методика обучения информатике / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под общ. ред. М. П. Лапчика. - М. : Академия, 2008. - 592 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : от 17 мая 2012 г. : № 413. - 45 с.

14. Mayer R., Moreno R. A Cognitive Theory of Multimedia Learning: Implications for Design Principles [Electronic resource]. - 2005. - Mode of access: http://www.unm.edu/~moreno/PDFS/chi.pdf.

15. Mayer R., Moreno R. Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity // Journ. of Educational Psychology. - 1999. - No 91 (2). - P. 358-368.


Для цитирования:


Ильин И.В., Ильин В.В. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ. Педагогическое образование в России. 2019;(5):14-22. https://doi.org/10.26170/po19-05-02

For citation:


Il’In I.V., Il’In V.V. SPECIFICITY OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF DIDACTICISM IN THE FORMATION OF METABLE KNOWLEDGE IN THE COURSE OF INFORMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-02

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)