Preview

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

https://doi.org/10.26170/po19-05-01

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития словесного (речевого) творчества детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность данной проблемы в связи с особой ролью речи и творческой активности ребенка дошкольного возраста в развитии всех его психических процессов. Цель статьи заключается в научном определении феномена словесного творчества как одного из наиболее сложных видов творческой деятельности дошкольников, анализе основных положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, связанных с развитием активной творческой личности ребенка, и описании различных подходов к реализации данных положений в вариативных программах дошкольного образования. Обобщены теоретические аспекты проблемы развития словесного (речевого) творчества дошкольников: обозначены механизмы творческой деятельности дошкольников, скорректировано определение данного понятия, перечислены разновидности словесного (речевого) творчества, обозначены этапы формирования словесного (речевого) творчества детей. Проанализированы задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Автором выявлена специфика содержания работы по развитию словесного (речевого) творчества на основании сопоставления ряда современных образовательных программ дошкольного образования (примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная программа дошкольного образования «Развитие», примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки», примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»). Обобщены основные методы и приемы развития словесного (речевого) творчества в данных образовательных программах. Анализ образовательных программ поможет педагогам дошкольной ступени образования учитывать особенности программы при ее реализации в образовательном процессе и обеспечивать успешное решение задач развития словесного (речевого) творчества детей.

Об авторе

С. Д. Томилова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : кн. для учителя. - 3-е изд. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.

3. Гавриш Н. В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 6. - С. 62-68.

4. Гурович Л. М., Панкратова Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду : межвуз. сб. науч. тр. - Л. : ЛГПИ, 1985. - С. 43-52.

5. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-Пресс : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -280 с.

6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5535071/page:22/ (дата обращения: 21.01.2019).

7. Истоки : примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : Сфера, 2014. - 161 с.

8. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под ред. А. И. Булычовой. - М. : УЦ им. Л. В. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.

9. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

10. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Национальное образование, 2015. - 368 с.

11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 256 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : зарегистрировано в Минюст России 14 нояб. 2013 г. : № 30384. - Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 17.02.2019).

13. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972. - 284 с.

14. Чуковский К. И. От двух до пяти : кн. для родителей. - М. : Педагогика, 1990. - 384 с.

15. Шибицкая А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества // Художественное творчество в детском саду : пособие для воспитателя и музыкального руководителя : [сб. статей] / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1974. - С. 62-66.


Для цитирования:


Томилова С.Д. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Педагогическое образование в России. 2019;(5):6-13. https://doi.org/10.26170/po19-05-01

For citation:


Tomilova S.D. CHALLENGE OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES PRESCHOOL CHILDREN IN THE ASPECT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR PRE-SCHOOL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(5):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-05-01

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)