Preview

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

https://doi.org/10.26170/po19-04-22

Полный текст:

Аннотация

Данная статья продолжает серию публикаций, описывающих результаты изучения специфики проявления жизнестойкости у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось в двух группах испытуемых, включающих 22 подростка с НОДА в возрасте от 12 до 18 лет и 22 подростка того же возраста и пола, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Были использованы методики: модифицированный тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой);опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП-98); русскоязычная версия опросника совладания со стрессом СОРЕ К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба, составленного на основе теоретических представлений R. Lazarusи собственной теоретической модели авторов опросника;пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Великолепная пятерка) Р. МакКрае и П. Коста. В работе выявлены достоверные различия между выборками подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без таких нарушений, по критерию «жизнестойкость» (который достоверно выше у подростков с НОДА), а также по двум из трех компонентов жизнестойкости: вовлеченность и контроль. Общий уровень саморегуляции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среднем выше, чем у подростков без НОДА, а регуляторно-личностные свойства - ниже. Обнаружено, что подростки в обеих группах выбирают разное количество активно используемых копинг-стратегий. У подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявлена прямая зависимость между уровнем жизнестойкости и возрастом. В обеих группах подростков обнаружена зависимость между уровнем жизнестойкости и всех ее компонентов и такой личностной черты, как эмоциональная устойчивость. Полученные данные могут быть использованы при проектировании и внедрении программ психокоррекционной работы, а также при реализации программ профессиональной ориентации в образовательных организациях. Результаты исследования могут быть интересны родителям, воспитывающим детей и подростков, в том числе, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.

Об авторах

Л. В. Токарская
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. Р. Тенкачева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. А. Томилова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Горьковая И. А., Микляева А. В.Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2018.- № 187. - С. 85-95.

2. Зинченко В. П. Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопросы психологии. - 2008. - С. 6.

3. Левченко И. Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте / Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 1991. - 122 с.

4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М. : Академия, 2001. - 192 с.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

6. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб., 2002. - 542 с.

7. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр. -М. : Медицина, 2003.

8. Токарская Л. В., Полякова К. А. Особенности жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек в условиях неопределенности : сборник научных трудов в 2 т. / под общ. и науч. ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. - Самара : Самар. гос. техн. Ун-т, 2018. - Т. 1. - С. 242-248.

9. Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Григорьева Д. И. Исследование жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 121-130.

10. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности : учеб.-метод. пособие. - Курган : изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. - 23 с.

11. Четверикова Т. Ю. Практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4 (46). - Ч. 3. - С. 116-118.

12. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - NewYork : Springer, 1984.

13. Tokarskaya L., Comparative Study of Hardiness Referring to Adolescents with Musculoskeletal Disorders and Adolescents with Normal Development // The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science», KnE Life Sciences. - 2018. -P. 856-867. - DOI 10.18502/kls.v4i8.3343.


Для цитирования:


Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р., Томилова Н.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Педагогическое образование в России. 2019;(4):163-172. https://doi.org/10.26170/po19-04-22

For citation:


Tokarskay L.V., Tenkacheva T.R., Tomilova N.A. RESEARCH OF TEENAGLES 'VIABILITY WITH DISTURBANCES OF THE SUPPORT-MOTOR APPARATUS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):163-172. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-22

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)