Preview

Гуманизация и технологизация лидерства в педагогическом образовании: дилемма или дихотомия?

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности лидерства в педагогическом образовании в единстве двух процессов - гуманизации и технологизации образования. Ее цель - показать, что их связь не может быть дилеммой, как не может быть таковой связь воспитания и обучения. Это взаимосвязь по своему характеру является дихотомической. Она проявляется в сложном, противоречивом единстве двух сторон единого процесса развития, направленного на утверждение лидерского статуса педагогического образования. В отличие от традиционных подходов лидерство этого образования рассматривается в рамках кластерной модели его функционирования и раскрывается на опыте деятельности УрГПУ в качестве центра регионального педагогического кластера. Эта позиция университета обеспечивается его самодостаточностью, сосредоточением на своей площадке компонентов системы подготовки кадров для всех уровней образования и всех типов школ. На это направлены основное и дополнительное образование, разнообразные формы повышения квалификации педагогических работников, непрерывное образование. Институциональный подход к лидерству дополняется анализом выделенных проблем на личностном уровне. Здесь дихотомическое взаимодействие гуманизации и технологизации в педагогическом образовании раскрывается через деятельность его субъектов. В личности руководителя отраслевого вуза сочетаются лидерство административное и профессиональное. Уточняется содержание понятия «современный лидер», выделены особенности его ролевого поведения, связанного с принятием и реализацией решений. Проблемы выявления и развития лидерских качеств студентов педагогического вуза рассматриваются с точки зрения их интереса и готовности к специфическому виду труда, частью которого является необходимость выявлять и использовать лидерский потенциал своих воспитанников. Нынешним выпускникам педагогического вуза предстоит работа с непростым поколением, которое не только по-иному овладевает новыми знаниями и технологиями, но отличается иной совокупностью жизненных ценностей. Практика реализации лидерских программ, организации педагогических классов, педагогической интернатуры повышает интерес к профессии педагога, учителя, усиливает соответствующую мотивацию.

Об авторе

Л. Я. Рубина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Афанасьева В. Пять причин, по которым не следует становиться профессором [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/16-03-2017/vera-afanasieva-nyneshniy-professor-prebyvaet-v-postoyannom-strahe.

2. Баженова И. В., Пак Н. И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностно-ориентированном образовании // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 7-13.

3. Виноградова Н. И., Леснянская Ж. А. Влияние временной перспективы на профессиональное саморазвитие будущего педагога // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2014. - № 5. - С. 117-122.

4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Тhesis. - 1994. - Вып. 5.

5. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология образования / пер. с фр. Т. Г. Астаховой. - М. : ИНТОР. - 1996.

6. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования в зеркале социологии. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2010. - 272 с.

7. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология педагогического образования. - Екатеринбург : РИО ГУ ; Сургут : РИО СурГПУ, 2011. - 447 с.

8. Комплекс целевых программ по основным направлениям стратегии инновационного развития УрГПУ на 2011-2016 гг. / Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 118 с.

9. Концептуальная модель регионального инновационного кластера педагогического образования (на базе УрГПУ) / под ред. Б. М. Игошева, Л. Я. Рубиной, А. А. Симоновой. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 43 с.

10. Концепция целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-Р).

11. Лидерство в образовании: теоретические, методологические и практические проблемы // Аналитическая справка по гранту USIA / сост. Г. Н. Бабич, А. С. Белкин, Л. А. Беляева, В. Д. Жаворонков, Л. Я. Рубина. - Екатеринбург : Ур. гос. пед. ун-т, 1994.

12. Мондонен О. Ю. Влияние образовательной среды педагогического колледжа на профессиональное самоопределение студентов // Аналитика культурологии. - 2009. - № 15.

13. Мурзина И. Я., Рубина Л. Я. Региональный кластер педагогического образования // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 225-231.

14. Образовательные риски в условиях трансформации системы высшего образования // Социальное пространство современного города / под. ред. Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2015. - 252 с.

15. Программа развития ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» на период 2016-2020 гг.

16. Рубина Л. Я. Повышение роли общественности в модернизации российского образования // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества : Сборник мат-лов междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2003.

17. Рубина Л. Я. Социализационный потенциал магистратуры в институциональном пространстве высшей школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 254-265.

18. Семенова И. Н. Моделирование расширенной системы методов обучения «Современной» образовательной парадигмы в смешанной модели обучения студентов педагогических специальностей школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 67-76.

19. Симонова А. А., Минюрова С. А., Рубина Л. Я. Педагогический университет в центре регионального образовательного кластера // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 8-22.

20. Симонова А. А., Рубина Л. Я. Модернизация педагогического образования: обобщение и осмысление опыта // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 109-117.

21. Стратегия развития ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2010-2020 гг.

22. Сухорукова О. Б. Особенности управления образовательными процессами в ВУЗе // Ползуновский альманах. - 2009. - № 1. - С. 171-180.

23. Тихомирова Е. В. Каким должно быть современное образование // Качество образования. - 2011. - № 7-8. - С. 38-43.

24. Трофимова Н. Б., Сезин К. А. Основы профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4.

25. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Для цитирования:


Рубина Л.Я. Гуманизация и технологизация лидерства в педагогическом образовании: дилемма или дихотомия? Педагогическое образование в России. 2018;(1):6-16.

For citation:


Rubina L.Ya. Humanization and technologization of leadership in pedagogical education: dilemma or dichotomy? Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):6-16. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)