Preview

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (НА ПРИМЕРЕ ОРИЕНТАЦИОННОГО КОНЦЕПТА МЕСТО)

https://doi.org/10.26170/po19-04-16

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка описать концептуальное содержание лингвоментального феномена место в русской языковой картине мира. Методология исследования базируется на концепции С. Г. Воркачева, В. И. Карасика и многих других исследователей (представителей современного направления - лингвоконцептологии), которые разделяют мнение о наличии в содержательной структуре концепта важнейших составляющих - «значимостной», образной, ценностной. Ключевым методом исследования является метод концептуального анализа, вспомогательными методами выступают метод лексикографического анализа, метод вербально-ассоциативного эксперимента, контекстуальный метод с привлечением технологии сбора материала посредством работы с Национальным корпусом русского языка. Используемый комплекс методов определяет материал исследования: толковые словари русского языка (исторические и современные), ассоциативный словарь, анкетные данные вербально-ассоциативного эксперимента, данные Национального корпуса русского языка. Исследование значительной частью предпринято лингвистами-носителями китайского языка с целью получить опыт глубокого анализа концептуальной семантики единиц русского языка, что в дальнейшем позволит разработать наиболее эффективные методы преподавания лексики на уроках русского языка как иностранного в китайской аудитории.

Об авторах

Б. Ян
Цзилиньский университет иностранных языков
Россия


Ч. Сюань
Северо-восточный педагогический университет
Россия


Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М. : Русские словари, 1999.

2. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 52-58.

3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка // Вестник Воронежского государственного университетата. Сер. 1. Гуманитарные науки. - 1996. - Вып. 2. - С. 3-18.

4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 1998.

5. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М. : Гнозис, 2004.

6. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. - 2002. -Вып. 3 : Аспекты метакоммуникативной деятельности. - С. 79-95.

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб. : Диамант, 1996.

8. Дзюба Е. В. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. - 280 с.

9. Дзюба Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре : монография. - Екатеринбург, 2011. - 224 с.

10. Карасик В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - Волгоград, 2002.

11. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 75-81.

12. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruscorpora.ru/search-main.html.

13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1999.

14. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 58-65.

15. Толковый словарь русского языка:в 4-х т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1935.

16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка:в 4-х т. - М. : Прогресс, 1973.

17. Фразеологический словарь русского литературного языка концаXVIII-XX вв. / под ред. А. И. Федорова.-М. : Топикал, 1995. - 608 с.


Для цитирования:


Ян Б., Сюань Ч., Дзюба Е.В. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (НА ПРИМЕРЕ ОРИЕНТАЦИОННОГО КОНЦЕПТА МЕСТО). Педагогическое образование в России. 2019;(4):117-125. https://doi.org/10.26170/po19-04-16

For citation:


Yang B., Xuan Ch., Dziuba E.V. LINGUO-DIDACTIC POTENTIAL OF CONCEPT ANALYSIS FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (ON THE BASIS OF THE ORIENTATIONAL CONCEPT PLACE). Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-16

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)