Preview

АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ по профилю «ИНФОРМАТИКа И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНая ТЕХНИКа»

https://doi.org/10.26170/po19-04-13

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается сущность и виды алгоритмических умений, направленных на результативную самостоятельную работу будущими педагогами профессионального обучения по профилю «Информатика и вычислительная техника». Их формирование позволяет им подготавливать специалистов к работе в информационном обществе. Автор придерживается идеи, что алгоритмические умения представляют собой совокупность умений, интегрированных из общеучебных, профильных и профессионально-педагогических умений самостоятельной работы будущих педагогов. Из этого следует логика исследования. Определяются группы умений, которые формируются и реализуются в самостоятельной работе будущими педагогами профессионального обучения. Анализируется возможность представления алгоритмических умений как готовности осуществлять результативно алгоритмическую деятельность. В отличие от общепринятого определения алгоритмических умений как способа реализации алгоритмической деятельности. Рассматриваются смежные алгоритмические понятия «алгоритмическое мышление», «алгоритмические способности«, «алгоритмическая культура» и «алгоритмическая компетенция». Делается вывод о наличии в них общего основообразующего компонента - алгоритмические умения. Предполагается, что процесс формирования алгоритмических умений зависит от условий: уровни алгоритмических умений должны формироваться в соответствии с базовыми познавательными уровнями самостоятельной работы: репродуктивным, поисковым, творческим; процесс формирования алгоритмических умений зависит от алгоритмической сложности осваиваемых знаний и умений, свернутости алгоритмических предписаний к решению задачи, интенсивности педагогического контроля. В этом случае алгоритмическая деятельность обучающихся будет соответствовать общей структуре самостоятельной работы. Это позволяет в качестве основного алгоритмического умения самостоятельной работы рассматривать рефлексивный самоконтроль. В результате была сформулирована сущность исследуемого понятия и выделены следующие виды алгоритмических умений: организационные, познавательно-аналитические, конструктивно-логические, рефлексивно-оценочные.

Об авторе

Т. П. Телепова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алферьева Т. И. Формирование алгоритмической культуры при изучении математических дисциплин // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск : сб. науч. трудов / под ред. Г. Д. Бухаровой. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2002. - С. 12-15.

2. Антонова H. A. Алгоритмическая подготовка студентов информационных специальностей к решению профессиональноориентированных задач : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Караганды, 2007. - 31 с.

3. Афанасьева И. Б., Бежанова А. И., Димент Л. И. Формирование рефлексивных умений студентов в процессе обучения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2013. - № 1 (166). - C. 292-299.

4. Великанова С. С. Различные подходы алгоритмизации учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки // Вестник науки и творчества. - 2016. - № 2 (2). - С. 12-19.

5. Внукова Н. В. Дидактические условия активизации творческой познавательной деятельности учащихся 5-7 классов (На материале преподавания математики) : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Липецк, 2001. - 18 с.

6. Воровщиков С. Г. Специфика учебно-познавательной деятельности как разновидности учения школьников // Преподаватель ХХI век. - 2009. - № 4 (1-2). - C. 32-36.

7. Грачев Ю. А. Понятие «Готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 4. - С. 172-175.

8. Журавлева С. В. Формирование коммуникативных умений старшеклассника в информационно-образовательной среде : дис.. канд. пед. наук. - Оренбург, 2018. - 180 с.

9. Иляшенко Л. К. Профессионально значимые умения у студентов технического вуза и математические задачи, способствующие их формированию // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 9(54). - С. 7-10.

10. Исакова Т. Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» // Вестник ВУиТ. - 2009. - № 2. - С. 93-105.

11. Карымсакова А. Е. Структура и содержание умений научно-информационной деятельности // International Scientific and Practical Conference World science. - 2016. - Т. 4. - № 3(7). - С. 35-40.

12. Кондурар М. В. Развитие алгоритмической компетентности при интегрированном изучении дискретной математики и информатики студентами колледжа // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 1 (27). - С. 235-238.

13. Курпешева А. И. Психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы студента как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник АГТУ. - 2012. - № 1. - С. 105-110.

14. Левченко Д. В. Алгоритмизация как основа овладения учащимися учебно-познавательной деятельностью на творческом уровне : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 22 с.

15. Родионов Ю. В., Гливенкова О. А., Нахман А. Д. Логико-алгоритмический компонент математической компетенции обучающихся // Вопросы современной науки и практики. - 2017. - № 1 (63). - С. 148-157.

16. Удовенко Л. Н. О взаимосвязи логических и алгоритмических умений, формируемых при обучении математике // Преподаватель ХХI век. - 2014. - № 2. - С. 126-133.

17. Утюмова Е. А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 134-138.

18. Царева С. Е. Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 5-13.


Для цитирования:


Телепова Т.П. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ по профилю «ИНФОРМАТИКа И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНая ТЕХНИКа». Педагогическое образование в России. 2019;(4):96-106. https://doi.org/10.26170/po19-04-13

For citation:


Telepova T.P. ALGORITHMIC SKILLS OF INDEPENDENT WORK OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN INFORMATICS AND COMPUTER ENGINEERING. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):96-106. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-13

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)