Preview

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

https://doi.org/10.26170/po19-04-10

Полный текст:

Аннотация

Формирование межкультурной компетенции во время обучения в вузе становится необходимым условием становления специалиста, в том числе в сфере здравоохранения. В связи с этим существует потребность в создании модели формирования межкультурной компетенции студентов медицинского вуза. Проведен компонентный анализ существующей модели межкультурной компетенции с целью определения подходящей структуры модели для студентов-медиков. В своем исследовании мы также предложили определение межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция специалиста в сфере здравоохранения - это его или ее способность и готовность взаимодействовать с пациентом, а также оказывать качественную, равную, медицинскую помощь представителям различных культур, с учетом их традиций, поведения, национальных, этнических, религиозных, психологических особенностей, при этом проявляя уважение к ценностным установкам, социальному статусу, личностным характеристикам с целью достижения позитивных исходов лечения. Мы создали модель межкультурной компетенции специалиста сферы здравоохранения, которая включает в себя следующие компоненты: межкультурные знания, умения и навыки; качества личности, модели поведения или способы деятельности; мотивы, установки, нравственные идеи, необходимые для межкультурного взаимодействия. Все указанные выше компоненты не формируются отдельно, их развитие происходит в процессе обучения студента в медицинском вузе, последующего постдипломного образования, наряду с развитием и совершенствованием других культурных и профессиональных компетенций. Предложенная нами модель учитывает особенности профессиональной деятельности специалиста в сфере здравоохранения.

Об авторах

Л. Е. Зеленина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


К. А. Митрофанова
Уральский государственный медицинский университет
Россия


Е. А. Пенькова
Уральский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Белозерова А. А., Корнеева Л. И. Межкультурное образование в Германии // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 22. - № 3 (153). - С. 161-170.

2. Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А. Обучение межкультурной коммуникации в системе профессионального образования: подготовка специалистов в сфере здравоохранения // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 1. - С. 50-54.

3. Митрофанова К. А. Компетентностный подход в медицинском образовании: опыт зарубежных исследователей // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 3 (19). - С. 167-171.

4. Митрофанова К. А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. - 2015. - № 4. - С. 60-72.

5. Митрофанова К. А. Филологическое образование в системе профессионального образования в медицинском вузе // Казанская наука. - 2013. - № 4. - С. 208-210.

6. Cruz J. P., Alquwez N., Cruz C. P., Felicilda-Reynaldo R. F. D., Vitorino L. M., Islam S. M. S. Cultural competence among nursing students in Saudi Arabia: a cross-sectional study // International Nursing Review. - 2017. - № 64 (2). - P. 1-9.

7. Dasli M. Reviving the moments: From cultural awareness and cross-cultural meditation to critical intercultural language pedagogy // Pedagogy, Culture & Society. - 2011. - № 19 (1). - P. 21-39.

8. Dogra N., Wass V. Can we assess students’ awareness of cultural diversity? A qualitative study of stakeholders’ views // Medical Education. - 2006. - № 40. - P. 682-690.

9. Günçavdı G., Polat S. Level of Intercultural Competence of International Students at Kocaeli University // Universal Journal Of Educational Research. - 2016. - № 4 (12A). - P. 39-45.

10. Kai J., Spencer J., Wilkes M., Gill P. Learning to value ethnic diversity - what, why and how? // Medical Education. - 1999. - № 33. - P. 616-623.

11. Koehn P. H., Swick H. M. Medical education for a changing world: Moving beyond cultural competence into transnational competence // Acad Med. - 2006. - № 81. - P. 548-556.

12. Marino R., Ghanim A., Morgan M., Barrow S. Cultural competency and communication skills of dental students: clinical supervisors’ perceptions // European Jouranl of Dental Education. - 2016. - P. 1-8.

13. Odağ Ö., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of intercultural competence according to undergraduate students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. - 2018. - P. 13-18.

14. Root E. Staging scenes of co-cultural communication: Acting out aspects of marginalized and dominant identities // Communication Teacher. - 2018. - № 32 (1). - P. 13-18.

15. Seeleman C., Suurmond J., Stronks K. Cultural competence: a conceptual framework for teaching and learning // Medical Education. - 2009. - № 43. - P. 229-237.


Для цитирования:


Зеленина Л.Е., Митрофанова К.А., Пенькова Е.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Педагогическое образование в России. 2019;(4):79-84. https://doi.org/10.26170/po19-04-10

For citation:


Zelenina L.E., Mitrofanova K.A., Pen’Kova E.A. THE MODEL OF DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):79-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-10

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)