Preview

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

https://doi.org/10.26170/po19-04-05

Полный текст:

Аннотация

В статье авторы обобщают результаты серии исследований, проведенных с 2007 по 2016 годы в образовательных организациях Свердловской области. Данный опыт позволил не только получить картину ценностных ориентаций участников образовательной деятельности - школьников, родителей, учителей, студентов организаций среднего профессионального образования (далее СПО), но и прояснить собственные методологические и методические позиции. Авторы приходят к выводу, что исследование ценностных ориентаций подростков и молодежи не может быть реализовано только с применением количественных методов и представлять собой обобщение ответов на один или несколько вопросов анкеты. Распределение ответов по шкалам ценностей и опасений более оптимально сопровождать интерпретациями успеха, которые косвенно подтверждают или опровергают набор, определенный респондентами. В анкету был включен открытый вопрос о том, с какими словами у респондентов ассоциируется успех? Какие способы молодые люди считают приемлемыми для достижения успеха? Только совокупность методических процедур - опросов, групповых дискуссий, сравнительного анализа ответов различных поколений может привести к получению адекватного результата. Ценностные ориентации школьников, учителей и родителей за прошедшие девять лет продемонстрировали стабильность и устойчивость. В 2016 г. опрос студентов СПО показал, что их ответы во многом идентичны выбору школьников. И молодежь, и более старшее поколение часто отмечают, правда, с разной степенью активности, такие ценности, как семья и здоровье. Полученные данные в сопоставлении с результатами других исследователей позволяют сделать вывод о том, что в современной России уже сложилась ценностная система, где на первое место вышли ориентации частного, приватного характера.

Об авторах

Е. В. Прямикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. В. Шапко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Буслаева Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2011. - № 2 (121). - С. 98-103.

2. Глазкова И. Г. Ценностные ориентации в образовательном поведении и образе жизни современных российских и американских студентов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 11 (149).- С. 21-27.

3. Дзиов А. Р. Российское студенчество: черты социального и духовно-нравственного облика // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 17 (346).- С. 95-100.

4. Еремеева Л. И. К вопросу о духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи // Вестник Югорского государственного университета. - 2016. - Вып. 1 (40). - С. 124-129.

5. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 3-40.

6. Мезенцева Ю. И., Горлов М. И. Традиционные семейные ценности и современное образование // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том. 9. - № 3. - Часть 2. - С.163-167.

7. Мельникова М. Л., Филинков Д. А. Система жизненных смыслов студенческой молодежи разных национальностей в поликультурном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - С. 65-71.

8. Пономарев А. В. Воспитательная деятельность вуза в контексте ценностных ориентаций студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10. - С. 99-109.

9. Прямикова Е. В., Попов Д. С. Ситуация успеха в представлениях субъектов образовательной деятельности // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований. - Екатеринбург : УрГПУ, 2014. - С. 94-118.

10. Рынкова Н. П. Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся // Педагогика и психология образования. - 2015.- С. 20-25.

11. Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа //Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010.

12. Трубина Г. Ф. Отечественный опыт социализации молодежи: история и современные подходы // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 10. - С. 44-53.

13. Шапко И. В. Изучение ценностей субъектов (участников) образовательной деятельности как основа исследования // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований. - Екатеринбург : УрГПУ, 2014. - С. 47-70.

14. Шапко И. В. Ценностные ориентации субъектов (участников) образовательной деятельности // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований. - Екатеринбург : УрГПУ, 2014. - С. 72-93.

15. Эфа С. Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. - 2006.

16. Bandelj N., Lanuza Y. R. Economic Expectations of Young Adults // Socius: Sociological Research for a Dynamic World.- 2018. - Vol. 4. - P. 1-23.


Для цитирования:


Прямикова Е.В., Шапко И.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(4):43-49. https://doi.org/10.26170/po19-04-05

For citation:


Pryamikova E.V., Shapko I.V. STUDIES OF VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS: METHODOLOGICAL AND METHODOLOGICAL ISSUES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-05

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)