Preview

КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

https://doi.org/10.26170/po19-04-04

Полный текст:

Аннотация

Трудовая деятельность является важнейшим условием саморазвития, удовлетворенности жизнью и социализации человека. В данной статье представлены результаты исследований отношения к трудовой деятельности, полученные на российской и словацкой выборке, в которую вошли студенты вузов, люди, не достигшие пенсионного возраста (работающие и безработные), трудящиеся пенсионеры в возрасте 55-65 лет. Также в исследование были включены учащиеся общеобразовательных школ с целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование отношения к трудовой деятельности. Авторами использовались модифицированная анкета готовности работать (АГР) Т. Бугеловой (Búgelová, 2012), Анкета готовности работать для учащихся школ (АГР-Д) Т. Бугеловой (Búgelová , 2011), Анкета Work involvement scale (шкала профессионального участия) (WIS) авторов П. Варра (P. Warr), Дж. Кука (J. Cook) иТ. Уолла (Т. Wall), определяющая уровень психосоциальной потребности в трудовой деятельности. Авторами выявлены значительные различия в отношении к труду и готовности к трудовой деятельности у представителей разных возрастных категорий. Полученные данные указывают на понижающийся уровень готовности к труду и трудовой деятельности у учащихся школ и студентов вузов, высокий уровень потребности к продолжению трудовой деятельности у пенсионеров. Студенты с показателем готовности к трудовой деятельности выше среднего в меньшей степени, чем их сверстники с низким уровнем готовности к трудовой деятельности, зависимы от денежного вознаграждения за работу, что можно интерпретировать как более высокую направленность на содержание трудовой деятельности, а не ее экономическую составляющую. Также авторы приходят к выводу, что, несмотря на экономические, политические и экономические перемены, основой развития положительного отношения к трудовой деятельности остается семья, вовлеченность в социально активные виды деятельности, успешность учебной деятельности.

Об авторах

Т. Бугелова
Прешовский университет
Россия


М. Бенедикова
Начальная школа
Россия


Л. Чупкова
Прешовский университет
Россия


Л. А. Максимова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1972. - № 9. - С. 95-108.

3. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 3-22.

4. Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегии саморазвития в профессии : автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М., 2009.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - М. - Воронеж : МОДЭК, 1995.

6. Bariaková M., Búgelová T. Vzťah k práci a detská hra. Psychológia práce a organizácie, 2007 (elektronický zdroj). - Košice : Spoločenskovedný ústav SAV, 2007.-S. 42-46.

7. Džuka J. Psychosociálna a ekonomická potreba práce u nezamestnanej mládeže a subjektívna pohoda // Psychológia a patopsychológia dieťaťa. - 2001. -№ 4. -С. 311-328.

8. Gallwey T. W. Tajemství vysoké pracovní výkonnosti. - Praha : Management Press, 2004.

9. Chirkov V. I. Culture, personal autonomy and individualism: their relationships and implications for personal growth and well-being // Perspectives and Progress in Contemporary Cross-Cultural Psychology. - 2007. - P. 247-263.

10. Jurovský A. Osobnosť človeka pri práci. - Bratislava - Práca, 1980.

11. Kollárik T. Spokojnosť v práci. - Bratislava - Práca, 1986.

12. Mikšík O. K osobnosti nezamestnaných // Psychologie v ekonomické praxi. - 2001.-S. 99-118.

13. Vallerand R., Ratelle C., Guay F., Larose S., Senecal C. Autonomous, Controlled, and Amotivated Types of Academic Motivation: A Person-Oriented Analysis // Journal of Educational. - 2007. - Vol. 99. - N 4. - Р. 734-746.

14. Vansteenkiste M., Neyrinck В., Niemiec C., Soenens В., Witte F. L., Broeck A. On the relations among work value orientations, psychological need satisfaction and job outcomes: a self-determination theory approach // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2007. - Vol. 80. - P. 251-277.

15. Vrtiak V. Človek, práca, ekonomika. - Bratislava - Práca, 1988.

16. Vtípil Y. Vybrané kapitoly zo sociálnej psychológie práce, I. a II. diel. - Olomouc : FF Univerzita Palackého, 1987.

17. Wagner C. The new meaning of work // The futurist. - 2002.- № 9-10.-S. 77-85.


Для цитирования:


Бугелова Т., Бенедикова М., Чупкова Л., Максимова Л.А. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП. Педагогическое образование в России. 2019;(4):36-42. https://doi.org/10.26170/po19-04-04

For citation:


Bugelova T., Benedikova M., Chupkova L., Maksimova L.A. CROSS-CULTURAL STUDY OF ATTITUDES TO WORK OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT AGE GROUPS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-04

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)