Preview

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.26170/po19-04-02

Полный текст:

Аннотация

В статье затрагивается проблема реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях поликультурной среды в дошкольных образовательных организациях города Екатеринбурга. Автор описывает результаты наблюдения за ходом образовательной деятельности и режимных моментов в группах детских садов: вторая младшая (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная группа (от 6 до 7 лет), в которых от 50% до 60 % детей являются представителями разных национальностей, не владеющими русским языком или владеющими весьма ограниченно. В ходе наблюдения отслеживался уровень владения и понимания русского языка детьми, представителей разных этнических групп, их вовлеченность в процесс образовательной деятельности и попытки выстраивать взаимодействие с педагогами и детьми как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации. Исследование было ориентировано на три категории воспитанников дошкольных образовательных организаций: дети - носители русского языка, дети-билингвы и дети - носители другого языка, не владеющие русским языком. Описаны результаты взаимодействия с педагогами ДОО в рамках решения проблемы реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях поликультурной среды. Предложены основные принципы реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом этнической составляющей групп и дифференциации содержания образования при работе с лексикой, грамматическим строем речи, звуковой культурой речи, формированием умений связной речи. Кроме того, автором описаны результаты наблюдений за процессом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в образовательной деятельности ДОО.

Об авторе

Е. Б. Плаксина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.

2. Воробьева Т. И. Обучение иностранному языку младших школьников в условиях поликультурной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 24 с.

3. Главатских М. У., Богданова Н. Е.Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду[Электронный ресурс] // Совушка. - 2018. - № 4 (14). - Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/(дата обращения: 29.12.2018).

4. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.

5. Кагуй Н. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.

7. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 96 с.

8. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М. : Ювента, 2009. - 80 с.

9. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - С. 358-369.

10. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - М. : Гринго, 1995. - 240 с.

11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

12. Плаксина Е. Б., Симбирцева Н. А. Поликультурный дискурс в дошкольном образовании // Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - С. 269-280.

13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда РФ от 18.10.2013 № 544н.

14. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 222 с.

15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. : Просвещение, 1981. - 111 с.

16. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 288 с.

17. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Владос, 2004. - 288 с.

18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. : Просвещение, 1989. - 240 с.

19. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ. - 2009. - № 3. - С. 189-191.


Для цитирования:


Плаксина Е.Б. К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(4):15-19. https://doi.org/10.26170/po19-04-02

For citation:


Plaksina E.B. TO THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL AREA “VERBAL DEVELOPMENT” IN THE POLICULTURAL ENVIRONMENT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):15-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-02

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)