Preview

СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УРАЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг

https://doi.org/10.26170/po19-04-01

Полный текст:

Аннотация

В статье освещены вопросы социального статуса и реальных условий труда и быта учительства Урала в первой половине 1930-х гг. в условиях сплошной коллективизации. Особое место занимает проблема сравнения декларативного и фактического положения работников деревенской школы. Авторы приходят к выводу о том, что решить проблему социальной защищенности, улучшить материальное положение учительства лишь административно-командными методами в начале 1930-х гг. было невозможно. В условиях нехватки бюджетных средств государство пыталось переложить расходы по обеспечению материального положения учителей в сельской местности на колхозы, общественные организации, на органы потребкооперации в городах, обязывая их руководителей выделить средства, без учета существующих материальных возможностей. Конечно, положительное значение имело повышение заработной платы учителям, попытки создания премиальных фондов для учителей - эти меры стимулировали их работу. Однако кардинально улучшить их положение не удалось. Нет оснований утверждать о социальной защищенности сельского учителя на Урале в начале 1930-х гг., хотя меры по улучшению материально-правового положения учащих со стороны партийно-советского руководства принимались. В работе затрагиваются вопросы и материального положения городских учителей уральского края. Исследователи приходят к выводу о том, что типичными для всего уральского региона были задержки выплаты заработной платы и нехватка жилья. Прикрепление городских просвещенцев к специальным закрытым распределителям для снабжения продуктами питания, на первый взгляд, должно было облегчить их существование, однако в большинстве случаев воспользоваться этими «льготами» учащие не могли, так как цены на продукты питания в них были выше, чем в частной торговле.

Об авторах

Э. Е. Протасова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. В. Суворов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ажигулова А. И. Голод 1932-1933 гг. на Южном Урале как один из факторов изменения численности населения // Демографическая модернизация России. 1900-2000. - М., 2006.

2. Ажигулова А. И. Голод 1932-1933 гг. на Южном Урале как один из факторов изменения численности населения // Демографическая модернизация России, 1900-2000. - М., 2006.

3. Баранов Е. Ю. Воспроизводство населения Урала в условиях голода начала 1930-х годов // Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 2. - С. 147-150.

4. Баранов Е. Ю. Годовые таблицы статистических данных о естественном движении населения СССР в 1920-1930 гг.: оценка информативного потенциала исторического источника (на материалах Урала) // Российская деревня в XVII-XXI веках: социокультурное измерение : сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф./науч. ред. Г. Е. Корнилов, В. А. Лабузов. - Оренбург : ОГАУ, 2014. - С. 20-26.

5. Баранов Е. Ю. Голод начала 1930-х гг. на Урале: факторы, индикаторы, последствия // История сталинизма: крестьянство и власть : мат-лы междунар. науч. конф. (г. Екатеринбург, 29 сентября -2 октября 2010 г.). - М., 2011. - С. 206-213.

6. Баранов Е. Ю. Симптомы и масштабы голода начала 1930-х годов в Уральской области // Аграрное развитие и продовольственная безопасность России в XVIII-XX веках : сб. ст. - Оренбург, 2006. - С. 163-167.

7. Баранов Е. Ю., Корнилов Г. Е., Лабузов В. А. Аграрное развитие и продовольственное обеспечение населения Урала. 1928-1934 гг. - М., 2009.

8. Белова Н. А. Повседневная жизнь учителей. - М., 2015. - 228 с.

9. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Краткие итоги. - М., 1991.

10. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. - М., 1992.

11. Государственный архив Свердловской области (далее ГАСО). - Ф. Р-268. - Оп. 1. - Д. 1279.

12. ГАСО. - Ф. Р-268. - Оп. 1. - Д. 1360.

13. Гришанов П. В. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по осуществлению всеобщего обязательного обучения в годы строительства социализма. - Свердловск, 1979.

14. Гришанов П. В. Формирование системы советской общеобразовательной школы в 1926-1932 гг. в свете ленинских указаний о единой трудовой школе // В. И. Ленин и социально-экономические проблемы развития Урала. - Свердловск, 1970.

15. Данилов В. П. Дискуссия в западной прессе о голоде 1932-1933 гг. и «демографической катастрофе» 30-40-х годов в СССР // Вопросы истории. - 1988. - № 3. - С. 116-121.

16. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг./ под ред. В. П. Данилова, Н. А. Иваницкого. - М., 1989. - С. 526.

17. Ерохина Е. П. «Работа учителя трудна и почетна»: уровень нагрузки и оплаты труда советского учителя в 1930-е гг. (по материалам Мордовии) [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университете им. Н. И. Лобачевского - 2016. - № 16. - С. 18-22. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchitelya-trudna-i-pochyotna-uroven-nagruzki-i-oplaty-truda-sovetskogo-uchitelya-v-1930-e-gg-po-materialam-mordovii (дата обращения: 16.04.2018).

18. Жиромская В. Б. Возвращенные цифры (Всесоюзные переписи населения 30-х годов как исторический источник) // Россия в XX веке: Историки спорят. - М., 1994. - С. 385-396.

19. Жиромская В. Б. Всесоюзная перепись населения 1939 г. в историографии: оценка достоверности // Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. - М., 1996. - С. 469-477.

20. Жиромская В. Б. Всесоюзные переписи населения 1926, 1937, 1939 годов. История подготовки и проведения // История СССР. - 1990. - № 3. - С. 84-104.

21. Журавлев А. М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 гг. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2008. - № 3. - С. 44-46.

22. Журавлев А. М., Глушаченко С. Б. Партийно-государственное руководство общественной деятельностью сельского учительства в период колхозного строительства в СССР (1927-1932 гг.) // История государства и права: научно-правовое издание. - 2008. - № 17. - С. 26-29.

23. Известия Уралоблисполкома. - 1933.

24. История образования в России и на Урале [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Л. Н. Мартюшов, М. В. Суворов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017.

25. Исупов В. А. Игра без правил: переписи населения СССР в 30-е годы // Советская история: проблемы и уроки. - Новосибирск, 1992. - С. 149-167.

26. Итоговый отчет международной комиссии по расследованию голода 1932-1933 гг. на Украине // Голод 1932-1933 годов. - М., 1995.

27. Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни. - М. : РОССПЭН, 2008.

28. Культфронт Урала. - 1931

29. Народное образование в СССР :сб. документов. - М., 1974

30. Официальный сборник важнейших законов правительства и распоряжений Уралоблисполкома. - Свердловск, 1930, 1932

31. Просвещение на Урале. - 1930

32. Раков А. А. «Деревню опустошают»: сталинская коллективизация и раскулачивание» на Урале в 1930-х годах. - М., 2013. - 327 с.

33. Фатхуллина Н. Лучше работать на стройке или дворником. Почему молодежь не идет в учителя? [Электронный ресурс] / PROUFU.ru 18+. - 21.03.2018 г. - Режим доступа: https://proufu.ru/news/society/luchshe_rabotat_na_stroyke_ili_dvornikom_pochemu_molodezh_ne_idet_v_uchitelya (дата обращения: 14.04.2018).

34. ЦДООСО. - Ф.4. - Оп. 13. -Д. 433

35. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 12. - Д. 223

36. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 9. - Д. 1068

37. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее ЦДООСО). - Ф. 4. - Оп. 8. - Д. 27.

38. Чуфаров В. Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937). - Свердловск, 1970.

39. Юинг Е. Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. - М. : Рос. полит. энциклопедия, 2011.


Для цитирования:


Протасова Э.Е., Суворов М.В. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УРАЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг. Педагогическое образование в России. 2019;(4):6-14. https://doi.org/10.26170/po19-04-01

For citation:


Protasova E.E., Suvorov M.V. THE STALIN MODERNIZATION AND THE MATERIAL AND LEGAL STATUS OF THE URAL TEACHING IN THE FIRST HALF OF THE 1930s. Pedagogical Education in Russia. 2019;(4):6-14. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-04-01

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)