Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА И КНИГИ «ЮНЫЕ ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»)

https://doi.org/10.26170/po19-03-14

Полный текст:

Аннотация

Авторы рассматривают формирование и сохранение исторической памяти как совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей определенной общности людей и имеющих огромное воспитательное значение. С развитием технологий чтение у молодежи уходит на второй план, поэтому необходим перманентный поиск эффективных инструментов в деле патриотического воспитания молодежи и развития новых коммеморативных практик. Такими дополнительными инструментами сегодня становятся всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности. Творческие конкурсы дают возможность постижения общечеловеческих ценностей и причин поступков людей, поэтому они являются эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. На примере реализации молодежного проекта «живаяистория-россии.рф» и проведения конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко показывается расширение количества и совершенствование средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента сохранения исторической памяти. Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, сравнения и описания, систематизации, аналогии, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности многонационального российского народа и представлен опыт использования творческих конкурсов как эффективного средства сохранения исторической памяти. Новизна исследования заключается в проведенном анализе конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко и представлении его как инновационного, эффективного коммеморативного средства. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для детей и молодежи игровые, творческие, проектные и конкурсные формы деятельности для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.

Об авторах

И. С. Шахнович
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. А. Попп
Уральский государственный педагогический университет
Россия


З. Р. Зиннатуллина
(Приволжский) федеральный университет
Россия


И. С. Попп
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. АО «Молодая гвардия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gvardiya.ru/ publishing/authors/bondarenko_a__yu_ (дата обращения: 05.01.2019).

2. Басаргина А. Герои нашего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/9883-geroi-nashego-vremeni.html (дата обращения: 12.01.2019).

3. Бондаренко А. Ю. Юные герои Отечества. - 3-е изд. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2017. - 347 с.

4. Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 56-57.

5. Владимир Путин: «Главный ресурс мощи России в нашей исторической памяти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_ rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (дата обращения: 12.01.2017).

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 12.01.2017).

7. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11 (12). - С. 334-342.

8. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 112-117.

9. Живая история. Всероссийский проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// живаяистория-ургпу.рф/metodichka-patriota/35-video.html (дата обращения: 12.01.2019).

10. Осипова А. «Героизм не подвластен времени!» [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа:http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10532-geroizm-ne-podvlasten-vremeni.html(дата обращения: 12.01.2019).

11. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).

12. Попп И. А., Бурова А. И. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 1. - С. 129-134.

13. Попп И. А., Попп И. С., Шахнович И. С. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - С. 108-114.

14. Попп И. А., Шахнович И. С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49.

15. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.

16. Поршнева О. С. Феномен исторической памяти о войне // Уральский вестник международных исследований. - 2005. - Вып. 4. - С. 112-119.

17. Путин предостерегает от забвения исторической памяти [Электронный ресурс] // Известия. - 2007. - 9 мая. - Режим доступа: https://iz.ru/news/399011 (дата обращения: 02.02.2019).

18. Репина Л. П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006. - С. 19-46.

19. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. - СПб., 2006. - Т. 2. Образы прошлого. - 751 c.

20. Смирнова А. Детство, опаленное войной [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа: http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10477-detstvo-opaljonnoe-vojnoj.html (дата обращения: 08.01.2019).

21. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ 19 дек. 2012 г. № 1666. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70284810 (дата обращения: 12.01.2017).

22. Толкун С. Сочинение [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа: http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10467-sochinenie.html (дата обращения: 05.01.2019).

23. Филиппенко В. Таня Савичева и ее подвиг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/9999-sochinenie-tanya-savicheva-i-ee-podvig.html (дата обращения: 05.01.2019).

24. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 16-50.


Для цитирования:


Шахнович И.С., Попп И.А., Зиннатуллина З.Р., Попп И.С. СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА И КНИГИ «ЮНЫЕ ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»). Педагогическое образование в России. 2019;(3):97-103. https://doi.org/10.26170/po19-03-14

For citation:


Shakhnovich I.S., Popp I.A., Zinnatullina Z.R., Popp I.S. PRESERVING THE HISTORICAL MEMORY ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF COMPETITION AND BOOK “YOUNG HEROES OF HOMELAND”). Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):97-103. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-14

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)