Preview

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

https://doi.org/10.26170/po19-03-12

Полный текст:

Аннотация

Cтатья посвящена вопросу специфики структуры общительности у девушек и юношей. Рассматриваются особенности регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых составляющих общительности данных групп. Анализ структуры общительности юношей и девушек изучался с помощью методики, разработанной А. И. Крупновым, позволяющей рассмотреть данное качество личности многопланово, то есть в системе природно-динамических и инструментально-смысловых характеристик. В нашей работе мы решили рассмотреть различия структур, включающих в себя регуляторно-динамические и продуктивно-смысловые переменные общительности девушек и юношей - студентов Уральского государственного педагогического университета. Для выявления особенностей, гендерной специфичности психологической структуры общительности юношей и девушек была изучена факторная структура, количественные и качественные характеристики данного свойства личности, исходя из многомерно-функционального похода, позволяющего рассмотреть данное свойство личности во всей совокупности его компонентов, переменных и аспектов, его составляющих. Мера сплоченности отмеченных переменных: энергичности-аэнергичности, стеничности-астеничности, интернальности-экстернальности - регуляторно-динамического аспекта и социоцентричности-эгоцентричности, осмысленности-осведомленности, предметности-субьектности - мотивационно-смыслового аспекта общительности у юношей показывает хорошее представление и важность данного свойства, приемов, способов его проявления. У девушек интеркорреляционные связи переменных общительности уступают место за счет ограниченного арсенала приемов и средств коммуникативного поведения и слабой интернальной регуляции общительности. Девушки чаще, чем юноши, побуждаются социоцентрической направленностью, характерной решением различных общественных задач. В ходе общения они реализуют возможность установить приятельские, дружеские отношения с самыми различными людьми, решить не столько свои проблемы, сколько оказать содействие, помощь и поддержку другим людям.

Об авторе

Н. А. Жемчугова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Асеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2. Гендерный подход в гуманитарных исследованиях : коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 188 с.

3. Грошев И. В. Индивидуально-личностные и гендерно-половые особенности детерминации голосования избирателей в условиях дефицита информации о кандидатах // Экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6. - № 1. - С. 98-118.

4. Грошев И. В. Гендерные аспекты эмоциональной архитектуры, интерпретации и опознания ландшафта эмоций и эмоциональных отношений в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4.

5. Жемчугова Н. А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. - 21 с.

6. Жемчугова Н. А., Новикова О. В. Гендерные особенности содержательно-смыслового аспекта общительности юношей и девушек педагогического вуза // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 269-274.

7. Крупнов А. И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация и образование. - М., 1995. - № 3. - С. 64-71.

8. Крупнов А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. - М., 1993. - 77 с.

9. Крупнов А. И. Некоторые итоги комплексного изучения общительности как системного качества активности личности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М., 1995. - С. 62-66.

10. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге XXI века. - М. : Изд-во РУДН, 1990. - С. 31-37.

11. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств / Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М. : Изд-во РУДН, 1988. - С. 28-40.

12. Крупнов А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. - М. : Изд-во РУДН, 1986.

13. Крупнов А. И., Бабаев Т. М., Станис В. В. Комплексная программа развития общительности как общепрофессионального свойства личности :сборник докладов и тезисов сообщений 1-й межвуз. науч.-практ. конф. - Калуга, 2000. - С. 62-64.

14. Крупнов А. И., Жемчугова Л. B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. - Свердловск : Сверд.пед. ин-т, 1978. - С. 63-69.


Для цитирования:


Жемчугова Н.А. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК. Педагогическое образование в России. 2019;(3):80-85. https://doi.org/10.26170/po19-03-12

For citation:


Zhemchugova N.A. THE SPECIFICS OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIABILITY OF BOYS AND GIRLS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):80-85. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-12

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)